ОБРАЗЦОВА КСЕНИЯ БОРИСОВНА (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация). Погребальный портрет в живописи раннехристианских катакомб
KSENIA OBRAZTSOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Funerary Portraiture in Early Christian Catacombs
Изображения умерших раннехристианского периода в силу своих формальных характеристик долгое время не воспринимались как полноценные портреты. Большинство этих образов весьма условны, типизированы, лишены индивидуальных черт, поэтому их интерпретировали как знаковые изображения анонимных молящихся, а не погребальные портреты конкретных людей. По этой причине история изучения катакомбного портрета стала историей поиска и выявления личных погребальных изображений. С одной стороны, в качестве портретов стали рассматривать немногочисленные изображения человека с подписанными именами, зачастую лишенные всяких физиогномических подробностей. С другой, к портретам стали причислять анонимные, но как будто индивидуализированные изображения, выделяющиеся на фоне иных подобных образов именно особым вниманием к внешности человека. Так, живопись катакомб предполагает особое понимание концепции портрета, где имя становится полноценной альтернативой фиксации облика умершего. Однако оба способа отражения меморативной функции используются в раннехристианском погребальном портрете лишь в редких, почти исключительных случаях. В докладе предполагается рассмотреть катакомбные образы в контексте римской погребальной традиции и очертить границы индивидуального в трактовке изображений умерших.
Кроме того, живопись раннехристианских катакомб позволяет поднять вопрос о сочетании меморативной функции погребального портрета с функцией культовой. Последняя не была христианским изобретением: практика ритуального поминания изображений умерших существовала в языческой погребальной традиции. Однако христианство придало ей новой импульс, и наследником культа мертвых стал культ святых, перенявший в том числе и портретный аспект погребального искусства. Причем так, что не всегда возможно различить, какой образ был достоин почитания в силу того, что он изображал близкого человека, а какой в силу того, что на нем был представлен святой. В контексте катакомб наиболее показательным примером смыкания двух обозначенных функций являются изображения почитаемых священнослужителей, в портретах которых особенно существенным оказывается мотив узнаваемости и меморативности как способ утверждения их историчности.
раннехристианское искусство, портрет, живопись катакомб
Early Christian art, portraiture, catacomb painting