Актуальные проблемы теории и истории искусства

ВИНОГРАДОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Циклы храмовых росписей VII–IX веков по данным агиографии

ANDREY VINOGRADOV (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). Cycles of Church Paintings in the 7th – 9th Centuries according to Hagiography

Цель доклада – привлечь внимание к трем агиографическим свидетельствам об изобразительных циклах VII-IX веков, оставшихся вне поля зрения специалистов по византийскому искусству. Известно, что сложение циклов росписей храмов и изобразительных циклов отдельных святых было сложным процессом, и «темные века» играют в этом процессе ключевую роль.

В «Житии Спиридона Тримифунтского», написанном в третьей четверти VII в. кипрским епископом Феодором Пафским, есть очень интересное свидетельство о чуде святого в Александрии: «Памятник этого необычайного чуда есть еще и поныне в городе честного отца Тримифунте над средними вратами, то есть архонтовой дверью, того храма, где лежат честные мощи святого отца нашего, – это образ, на котором представлена данная история, вместе с некоторыми другими, не описанными здесь». Таким образом, в Тримифунте в 656 г. существовал более древний живописный цикл (фресковый или мозаичный) с изображениями деяний из жития храмового святого. Примечательно место его размещения – над входом из нартекса в наос.

В Laudatio апостола Андрея, составленной Никитой Давидом Пафлагоном на рубеже IX-X веков в связи с освящением нового храма апостола в пафлагонском Хараксе, где, по местному преданию, тот проповедовал, говорится следующее: «Освятив здесь и некое молитвенное место, подходящее для устройства престола, он водрузил на нем животворящее изображение спасительного Креста. Там спустя короткое время местными жителями был построен в его имя храм, а в самом месте воздвижения животворящего креста они поставили честной образ, во всем подобный тому, верно написав его на стене». Хотя пассаж не до конца понятен, можно предположить, что на стене более древнего храма была фреска с изображением воздвижения креста апостолом Андреем (вероятней, чем просто изображение креста), которое могло быть частью цикла апостольских деяний.

«Житие Панкратия Тавроменийского», написанное на Сицилии в середине VIII века, описывает полную роспись храма евангельскими сюжетами, относя эту традицию уже к апостольским временам: «Аналогично Петр изобразил всю историю вочеловечения Господа нашего Иисуса Христа, и украсили всю церковь от начала, когда ангел воскликнул Деве: "Радуйся", до того, как вознесся Господь Иисус Христос». Далее цикл росписи описан подробнее: «Поместить вначале Благовещение, Рождество, как Он был крещен Предтечей, учеников, исцеления, предательство, Распятие, Гроб, Восстание из Ада, Вознесение», т.е. мы видим весьма развернутый евангельский цикл с призванием апостолов и чудесами. Более того, здесь описывается и книга образцов: «Они изобразили их на листах папируса и передали епископу, а тот после окончания строительства изобразил их. Они убеждали также почитать их со страхом, как видение образов [Священной] истории». Ниже дается также информация о том, как такие книги могли использоваться для иллюстрации рассказа о событиях Нового Завета.

Таким образом, памятники агиографии дают нам ценные сведения о ранних изобразительных циклах, не сохранившихся в памятниках византийской живописи.

византийская живопись, иконография, агиография

Byzantine painting, iconography, hagiography