Актуальные проблемы теории и истории искусства

ОВЧАРОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА (Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, Российская Федерация). Святые бессребреники в программах средневизантийских храмов с погребениями

OLGA OVCHAROVA (State Institute of Art Studies, Moscow, Russian Federation). The Saints Anargyroi in Programmes of the Middle Byzantine Churches with the Burials

Образы святых врачей-бессребреников одни из наиболее распространенных в византийском искусстве. Они представлены в разных его видах, включая монументальные росписи, где прослеживаются начиная с V в. Несмотря на большую вариативность в местоположении данной категории святых в храмовом пространстве, удается выделить определенные закономерности. Так, Д. Попович на материале сербских памятников XIII-XIV вв. выявила тенденцию помещать образы врачей вблизи от захоронений. В подтверждение общевизантийского характера данной практики она указала на образ св. врача над проходом из кельи в погребальную камеру в Энклистре Св. Неофита на Кипре (1183 г.). Также исследовательницей была высказана догадка о том, что данная тенденция проистекает из широко известных фактов исцеления на гробницах святых. На наш взгляд, истоком соответствующей иконографической традиции послужили тексты заупокойных служб, в первую очередь древняя молитва «Боже духов и всякия плоти» со словами «упокой души усопших рабов Твоих в месте… отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание», а также вторящий им кондак 8-го гласа: «Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».

Цель настоящего сообщения – рассмотреть не упоминавшиеся в работе Д. Попович случаи изображения бессребреников рядом с захоронениями в памятниках XI-XII вв., такие как фрески Бачково, Нерези (1164 г.) и Панагии Крины на Хиосе (1197 г.), а также попытаться определить обстоятельства, способствовавшие появлению такого рода программ именно в это время. В частности, будет отмечено повышенное внимание к вопросам погребений и поминовений в типиконах комниновских монастырей, а также роль существующих при них больниц в заупокойных службах.

Особый интерес представляет программа Панагии Крины, где бессребреники изображены не только в софите арки одного из аркосолиев нартекса, но и в проеме, ведущем из наоса в диаконник, и в восточной части северной стены рядом с проходом в жертвенник. Подобное расположение врачей в восточных зонах, причем не только на границе с пастофориями, но и в диаконнике, и в алтарной апсиде прослеживается по многим памятникам средневизантийкого времени. Поскольку многие из них содержат погребения, можно предположить что именно это явилось одной из главных, хотя, по-видимому, и не единственной причиной подобного иконографического решения.

образы врачей-бессребреников, программы росписей церквей с погребениями, византийская иконография, искусство средневизантийского периода

images of the Holy Unmercenaries, paintings programs of the churches with the burials, Byzantine iconography, art of the Middle Byzantine period