ЯКОВЛЕВА МАРИЯ ИГОРЕВНА (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Российская Федерация). Миниатюрные мозаичные иконы «эмальерной» группы, их художественные особенности и место в византийском искусстве рубежа XIII–XIV вв.
MARIA IAKOVLEVA (The Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art, Russian Federation). Miniature Mosaic Icons of the “Enamel” Group, their Artistic Features and Place in the Byzantine Art of the End of the 13th – Beginning of the 14th Century
Среди миниатюрных мозаик раннепалеологовской эпохи выделяется группа памятников, обнаруживающих несомненную близость живописного решения и техники исполнения. Важнейшей художественной особенностью этих икон, заимствованной, по всей вероятности, у перегородчатых эмалей, является активное использование «линейного» ассиста. Выложенная тонкими металлическими пластинками ассистная разделка покрывает одеяния легкой паутиной, то опадая плавными текучими линиями, то ложась частой дробной «лесенкой». К этой группе миниатюрных мозаик, которую мы условно называем «эмальерной», должны быть отнесены иконы «Св. Николай Чудотворец» из Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве, «Богоматерь Елеуса» из церкви Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции, «Спас Эммануил» из ГИМ, «Св. Анна с Марией» и «Распятие» из монастыря Ватопед на Афоне.
За исключением микромозаики «Распятие» из монастыря Ватопед все иконы «эмальерной» группы демонстрируют набор формальных приемов и стилистических характеристик, свидетельствующих об их происхождении из одной мастерской. Им присущ сумрачный насыщенный колорит, в котором преобладают темно-красные, коричневые и вишневые тона. Фон и ассист выложены серебряными пластинками, нимбы орнаментированы сплошным шахматным узором. Набранные темными кубиками надписи располагаются непосредственно на фоне, а не в картушах или медальонах. Рисунок некоторых деталей изображений на разных иконах почти идентичен. Выдающееся качество исполнения и утонченное изящество мозаик не оставляют сомнений в том, что они являются продукцией высших художественных кругов Константинополя.
Предлагавшиеся исследователями датировки перечисленных миниатюрных мозаичных икон колеблются в широких пределах от третьей четверти XIII в. до середины XIV в. Впервые эти памятники были отнесены к одной группе Э. Райдером (объединившим их, однако, с другими, не столь близкими в стилистическом отношении миниатюрными мозаиками), предложившим датировать их временем ок. 1260–1290 гг.
Для всех мозаик «эмальерной» группы характерно сдержанное благородство образов, удлиненность пропорций, статичность и едва намеченная пространственность мягко трактованных одеяний. Подобный тип изображений с минимально выраженной пластикой тела и слабо дифференцированными, плавными складками облачений сосуществовал в искусстве Константинополя последней трети XIII в. с пластически активными формами, наделенными хорошо артикулированным объемом. Об этом свидетельствуют, в частности, сохранившиеся фрески в дьяконнике Календерхане джами (после 1261 г.), а также настенные росписи церкви св. Евфимии (1280-е гг.) и остатки живописной декорации на южном фасаде кафоликона монастыря Панагии Паммакаристы (между 1282 и 1293 гг.). Тонкий, элегантно струящийся ассист на миниатюрных мозаиках «эмальерной» группы находит несомненные параллели в произведениях станковой живописи, создававшихся в итало-византийских мастерских восточного Средиземноморья начиная с 1280-х гг. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что нижней границей датировки рассматриваемых нами миниатюрных мозаик следует считать 1280-е гг. Вероятнее всего, они были исполнены в конце XIII – начале XIV вв.
миниатюрные мозаичные иконы, раннепалеологовская эпоха, Константинополь, ассист
micromosaic icons, Early Palaeologan period, Constantinople, chrysography