БОБРОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА (Государственный Русский музей, Российская Федерация). Об особенностях живописной манеры мастера иконы «Рождество Христово» (Византия, XIV в.) из собрания Патриаршего музея церковного искусства в Москве
NATALIA BOBROVA (State Russian Museum, Russian Federation). On the Peculiarities of the Painting Manner of the Master of the “Nativity of Christ” Icon (Byzantium, 14th Century) from the Collection of the Patriarchal Museum of Church Art in Moscow
В коллекции Государственного Русского Музея хранится памятник высочайшего художественного уровня, относящийся к позднепалеологовскому периоду, икона «Воскрешение Лазаря» (ДРЖ-1407). Несмотря на то, что образ, поступивший в музейное собрание из частной коллекции Г. Н. Гамон-Гамана введен в научный оборот очень давно, внимание ему уделялось в основном в трудах обобщающего характера, не предполагающих подробного рассмотрения отдельного памятника. Статья реставратора этого образа С. И. Голубева, посвященная технике живописи византийской иконы, до настоящего времени является едва ли не единственным обращением к анализу художественной структуры этого образа в литературе. Икону отличает весьма своеобразная живописная манера, которая в значительной степени отражает богословскую мысль периода победившего исихазма и является воплощением определенной концепции, истолкованию которой С. И. Голубев уделял особое внимание. Техника исполнения иконы рассматривалась им в первую очередь как средство художественного воплощения мировоззрения эпохи.
В экспозиции созданного в 2015 г. Патриаршего музея церковного искусства при Храме Христа Спасителя в Москве находится небольшая позднепалеологовская икона Рождества Христова. Этот образ, имеющий ряд иконографических аналогий, еще только входит в научный оборот и стал доступен для исследования совсем недавно. Каталог собрания предлагает датировку последней четвертью XIV в. и не содержит более никаких сведений. Образ несет в себе едва ли не все характерные черты доминирующего стилевого направления эпохи и отличается высоким живописным мастерством. Он представляет значительный интерес для исследования не только вследствие этих причин, но и потому, что художественные особенности иконы позволяют сопоставить ее с вышеупомянутым образом Воскрешения Лазаря из Русского Музея.
Сохранность иконы Рождества не самая лучшая, но вполне очевиден ряд свойств ее живописной техники, которые дают возможность говорить о значительном стилистическом сходстве этих памятников. Можно отметить общность нюансов колорита и принципов формообразования, наличие общих характерных приемов в построении пробелов, живописном решении одежд, штриховую манеру моделировки в световой части горок, индивидуальный почерк и большое сходство в отдельных деталях, характер личного письма, особенности рисунка рук и ступней персонажей, характер изображения растительности, пропорции фигур, характер золочения нимбов (поверх красочного слоя). Эти две иконы обнаруживают в деталях настолько близкое сходство живописных приемов, что можно с осторожностью поставить вопрос о выявлении в данном случае индивидуальной манеры одного и того же мастера. Существенную роль в решении этой проблемы могла бы сыграть технико-технологическая экспертиза иконы Рождества Христова из коллекции Патриаршего музея церковного искусства и сравнение ее данных с результатами исследований образа Воскрешения Лазаря, осуществленных в Русском Музее при реставрации иконы С. И. Голубевым в 1986–1990 гг. (они были частично опубликованы в недавнее время О. В. Голубевой). Снимки в ИК-области спектра позволяют судить о весьма самобытном, очень свободном характере подготовительного рисунка иконы Воскрешение Лазаря. Таким образом, данные реставрационного исследования явно дают здесь возможность для более предметного сравнительного анализа этих двух памятников и перспективу для дальнейшего изучении иконы Рождества Христова из Патриаршего музея.
византийская иконопись XIV века, икона позднепалеологовского периода, отражение идей исихазма в искусстве, индивидуальная манера художника, темперная живопись,икона Рождества Христова, икона Воскрешения Лазаря, стиль позднепалеологовской живописи
Byzantine icon painting of the 14th century, icon of the late Palaiologan period, reflection of the ideas of hesychasm in art, individual manner of the artist, tempera painting, icon of the Nativity of Christ, icon of the Resurrection of Lazarus, style of late Palaiologan painting