НЕМЫКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Имперская идеология в задужбинах Душана Сильного и его вельмож в Македонии
ELENA NEMYKINA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Imperial Ideology in the Churches of the Tsar Dusan the Mighty and his Nobles in Macedonia
В конце XIII – первой трети XIV в. в результате активных завоевательных походов сербских правителей Милутина (1282–1321) и Душана (1331–1355) в состав Сербского государства вошла значительная часть Северной и Средней Македонии. Художественная жизнь на завоеванных землях получила совершенно новые импульсы для развития, что в значительной степени повлияло как на архитектуру, так и на монументальную живопись.
Процесс активной переориентации сербской политики, всей общественной и придворной жизни и искусства на Византию начался еще при Милутине (1253–1321), установившем родство с византийским императорским домом через брак на принцессе Симониде, дочери императора Андроника II Палеолога, в связи с чем поменялся как статус самого правителя, так и статус его королевства. Присоединение новых территорий, усиление политических амбиций Сербского государства и стремление сильнейшего в его истории короля Стефана Душана Сильного (1308–1355), в 1346 г. ставшего царем, видеть свою страну на равных позициях с Византийской империей, Сербскую автокефальную Церковь – с Константинопольским патриархатом, а себя самого – с византийским василевсом, выводит на первый план императорскую проблематику для искусства всего региона.
Исследователи неоднократно подступались к этой теме, однако прямые связи между «царской» тематикой в иконографии и сербской правящей идеологией частично устанавливались только с ктиторскими композициями, тогда как образы и сцены сакрального содержания оставались, как правило, в стороне от рассматривания их в данном контексте.
В перенесении искусства Палеологов в Сербию сербский двор сыграл основополагающую роль, а после смерти короля Милутина значительно возросла и роль аристократии, чье вмешательство в художественную жизнь со времени правления Душана стало ощущаться гораздо более интенсивно. Проанализировать особенности иконографических программ их задужбин представляется нам немаловажным для более глубокого понимания процессов эволюции средневековой живописи в Сербии и Македонии на том этапе, когда в составе государства оказываются территории с разной исторической, политической и этнической составляющими.
Исследование данной темы и дальнейшее рассмотрение проблемы отражения царской идеологии в иконографии, акцентирование которой в науке произошло, но вопрос до конца не был раскрыт – важная отправная точка для дальнейшего изучения искусства Сербии второй половины XIV в., которое носит общее название «позднепалеологовского», однако его стилистическая и иконографическая разнородность заставляет задуматься о пересмотре применения одного и того же термина ко всему монументальному искусству этого периода.
В частности, необходимо обратить пристальное внимание на храмовое убранство памятников Охридской архиепископии, автокефальность которой Душан сохраняет даже после присоединения этих земель к Сербскому царству. Охрид и монашество будут развивать свое искусство, в значительной мере отличное от эстетического идеала сербского двора, и именно ему будет принадлежать будущее вплоть до появления т.н. Моравской школы в последней трети XIV столетия.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 20-18-00294
Сербия, Македония, средневековая живопись, Душан, средневековое искусство, имперская идеология, фрески
Serbia, Macedonia, medieval painting, Dusan, medieval art, imperial ideology, frescoes