Актуальные проблемы теории и истории искусства

БУТЯГИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). К проблеме механизма формирования греко-варварского искусства Боспорского царства

ALEXANDER BUTYAGIN (The State Hermitage Museum, Russian Federation). To the Problem of the Mechanism of Formation of Graeco-Barbarian Art in the Bosporus Kingdom

Синкретическое искусство Боспорского царства давно и плодотворно исследуется. Развивая идеи, заложенные М.И. Ростовцевым, проблемами греко-варварского искусства занимались Т.Н. Книпович, В.Д. Блаватский, А.П. Иванова, Г.И. Соколов. В последние годы в этом направлении плодотворно работает Е.А. Савостина. Однако, основной интерес ученых сосредоточился на уже сложившихся художественных формах. Механизм формирования этого интереснейшего культурного явления не до конца ясен. В законченном виде оно предстаёт не ранее середины IV в. до н.э. на предметах, найденных в курганах аристократии на территории царства и степной Скифии. Начало процесса мы можем наблюдать не ранее середины предыдущего столетия, когда в окрестностях греческих городов начинают появляться элитные курганы. Не смотря на то, что определённые контакты с номадами были у всех греческих колоний Северного Причерноморья, формирование смешанной аристократии с особенной собственной культурой, выразившейся в наборе используемых статусных предметов и стиле их украшения, произошло только на Боспоре.

Судя по имеющимся материалам, ход этого процесса можно представить себе следующим образом. Оказавшись вблизи античных центров, вожди номадов стали получать в дар и, возможно, покупать, ценные предметы греческой работы. Одновременно, греческие мастера осваивают изготовление некоторых предметов варварского обихода, используя известные им образы и орнаменты. Постепенно количество греческих предметов оказывающихся в варварской среде, в том числе «адаптированных» для заказчика, увеличивается. Одновременно, представители греческой элиты начинают заимствовать ряд предметов из обихода кочевой аристократии, получая их в подарок, и заказывая их собственным мастерам, которые украшают их в более привычном стиле. В свою очередь, эти предметы, как более понятные для кочевников, легче проникают в их среду, что начинает менять и эстетические представления номадов.

Ход культурного взаимодействия, в данном случае, можно описать не как прямые взаимные заимствования, например, форм вещей, сюжетов или орнаментов, а долгие смешанные взаимовлияния, при которых, например, представители греческой аристократии могли заимствовать у кочевых племён использование предметов или способа их украшения, разработанные античными мастерами исключительно для привлечения заказчиков из числа варварской среды. Процесс этот был длительным и прошёл несколько этапов. Он затрагивал исключительно представителей элит, так как касался почти исключительно высокохудожественных дорогих предметов, которые были недоступны для рядовых номадов или жителей греческих городов. Косвенным образом, в него была вовлечена и элита других скифских племён, также получавших предметы боспорских мастеров.

Процесс формирования греко-варварской аристократии Боспора не просто иллюстрируется изменением в культуре и искусстве элиты. Сам обмен культурной информацией и появление синкретического искусства является его неотъемлемой частью и, возможно, одной из причин появления Боспорского царства.

искусство Боспорского царства, скифское искусство, греко-варварская аристократия, боспорские курганы

Art of the Kingdom of Bosporus, Scyhian art, Greek-barbarian aristocracy, barrows of the Bosporus