Актуальные проблемы теории и истории искусства

ВАСЬКО ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). Елена на гиппокампе? К вопросу об интерпретации сюжета росписи пелики из Юз-Обы

DMITRII VASKO (The State Hermitage Museum, Russian Federation). Helen on Hippocampus? To Interpretation of the Image on the Yuz-Oba Pelike

Многовековая история изучения античной расписной керамики начиналась с немногочисленных любителей и разрозненных древних ваз. Где, кем, когда и как они были сделаны, для чего и кому служили – для ответа на эти и другие вопросы в XVIII – начале XIX вв. не всегда хватало данных и методов. Но кое-что было по плечу уже тогдашним антиквариям – представленные на вазах персонажи опознавались и складывались в сюжеты, знакомые по текстам древних авторов. Вазы поэтому стали восприниматься преимущественно как носители таких фигурных изображений – иллюстраций античных текстов, мифов, быта и религии. Показательно, что в публикациях того времени росписи зачастую представлялись отдельно от сосудов. Антикварии настолько увлеклись истолкованием этих картинок (и достигли немалых успехов в этом деле), что некоторые исследователи впоследствии называли «объяснительным» этот период истории изучения античной расписной керамики. С накоплением материала и наблюдений появилась возможность его классификаций, развивались новые методы, но и «объяснение» не стояло на месте. С развитием иконологии роспись стала восприниматься не просто как изображение, но как некое высказывание, смысл которого связан с контекстом и не сводится к совокупности взаимодействующих персонажей. Особенно ярко данные тенденции проявились в интерпретации росписей керамики Керченского стиля, где практически каждый сюжет имеет символическое значение. Об одном таком сюжете – вернее, о возможной интерпретации известной росписи – и пойдет речь.

В 1863 году в результате раскопок, проводимых под руководством директора Керченского музея древностей А.Е. Люценко, в одном из курганов некрополя Юз-Оба к югу от Керчи была открыта каменная гробница с погребением воина. Помимо прочего, в ней была найдена аттическая краснофигурная пелика, поступившая в собрание Государственного Эрмитажа. На ее лицевой стороне изображены две полуобнаженные женщины, плывущие по морю (оно обозначено двумя рыбами) верхом на гиппокампах. Между ними парит Эрот, который, как и персонаж справа, оглядывается на плывущую позади женщину, ведя за собой ее ездовое животное. Еще А.Е. Люценко предположил, что представлены Плеяды или Нереиды. Действительно, на многих произведениях античного искусства персонажи верхом на дельфинах или гиппокампах отождествляются с нереидами. В некоторых случаях они держат в руках предметы воинского облачения, что связывалось с эпизодом Илиады, в котором мать Ахилла Фетида несет своему сыну новые доспехи.

На пелике из Юз-Обы, однако, предметы вооружения отсутствуют, зато присутствует Эрот. В аттической вазописи IV в. до н.э. этот персонаж часто фигурирует в росписях, связанных с брачными сюжетами: например, на некоторых пеликах он летит от Диониса к Ариадне, воплощая любовные притязания божества, или же, как на другой пелике, ведет за руку сидящую на дельфине Амфитриту к дожидающемуся ее Посейдону. Так же и на пелике из Юз-Обы Эрот ведет за собой гиппокампа с сидящей на ней женщиной. Кто она, и на брак с кем плывет?

Мы считаем возможным предположить, что это Елена Прекрасная, плывущая после своей смерти на брак с Ахиллом, ожидающим ее на острове Левка, в сопровождении Эрота и Фетиды.

Елена, пелика, Юз-Оба, Керчь, Ахилл, Фетида

Helen, pelike, Yuz-Oba, Kerch, Achilles, Thetis