Актуальные проблемы теории и истории искусства

НЕНАХОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Клазоменский саркофаг из Британского музея: семантические аспекты декора и формы

MARIA NENAKHOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). The Clazomenae Sarcophagus from the British Museum: Semantic Aspects of the Décor and Form

В Британском музее хранится терракотовый, декорированный в технике чернофигурной росписи, клазоменский саркофаг 500-470 гг. до н.э., принадлежащий «группе Альбертинум» (согласно классификации Р.М. Кука).

Впервые попытки «дешифровки» декора данного саркофага (наряду с другими) были предприняты еще в конце XIX в. (А.С. Мюррей, С. Рейнак и др.). Исследователи обращались к каждому отдельному сюжету росписи, разгадывая их смысл. Однако, задача соединения всех компонентов декоративной системы в единое смысловое поле не была решена. В 1981 году Р.М. Кук написал монументальную и единственную на сегодняшний день монографию о клазоменских саркофагах. Он выдвинул тезис о превалирующей декоративной роли росписей и отсутствии в них дополнительных смыслов. Такая оценка была подвергнута критике со стороны ряда исследователей, в том числе, Э. Кирхнер. По мнению последней, отсутствие нарратива не лишает декор смысловой нагрузки. Более того, «история» рассказывается, но определенным и ограниченным набором образов-формул, имеющих смысл в контексте погребальной культуры клазоменцев.

Данный доклад развивает и дополняет идеи Э. Кирхнер. В нем предлагается соединить семантическое осмысление росписи с анализом формы на примере клазоменского саркофага из Британского музея. Именно саркофаг как целое, а не только его декор, аккумулирует все главные темы и смыслы. Изображение ключевых формул-образов (различных вариантов изображений битв, агонов, миксоморфных существ, орнаментов и пр.) имеет определенное расположение на крышке и ящике – осеняющих, обрамляющих и вмещающих элементах конструкции. Это продиктовано определенной логикой последовательности «событий»: от битвы до погребальных игр и пребывания в Элизии. Из комплексного прочтения формы и декора складывается основная идея саркофага-«героона», что в смысловом отношении сопоставимого с анатолийскими погребальными сооружениями того же времени.

Клазоменские терракотовые саркофаги, архаический период, погребальный культ, погребальный обряд, чернофигурные росписи, героон, агон, гонки колесниц, битвы гоплитов

Clazomenian terracotta sarcophagi, archaic period, funeral cult, funeral rite, black-figure painting, heroon, agon, chariot races, hoplite battles