КОРЗУН АРИНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Дионисийские сюжеты рельефов театра в Нисе: феномен в контексте эпохи и локальной среды
ARINA KORZUN (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Dionysian Subjects of the Nyssa Theater Reliefs: The Phenomena in the Context of the Era and Local Environment
Во II, начале III вв. дионисийские мотивы в декоре театров начинают приобретать черты повествования. Этот феномен, до сих по не заслуживший должного внимания со стороны исследователей, получил наибольшее распространение на территории Малой Азии в фигуративных фризах театров в Иераполисе, Нисе, Сиде, Перге. Основной подход к изучению подобной декорации можно определить как «археологический». Он заключался в установлении конкретного сюжета, входящего в тот или иной нарративный цикл, без учета семантической связи между различными повествовательными линиями. Подход, предложенный в данном исследовании, представляется комплексным, так как включает анализ художественной и семантической составляющих, определение мифо-ритуальных основ подобных театральных циклов. Задачей данной работы является реконструкция сюжетов дионисийского цикла театра в Нисе, выявление связи с общим контекстом эпохи, а также их самобытности. Подобная задача позволяет установить общие основополагающие черты нарративных циклов и отметить контекстуальные особенности конкретного памятника. Скульптурная декорация театра в Нисе, созданная на рубеже ΙΙ-ΙΙΙ вв. во времена правления Северов, по мнению исследователей посвящена истории похищения Персефоны Плутоном. Тем не менее, композиционное решение подиума здания скены, где размещен нарративный цикл, указывает на совмещение данного сюжета с историей Диониса. Так ряд панелей подиума содержат сцены фиаса, а также изображение омовения нимфами младенца Диониса. Иконографические особенности и связанные с этим возможные вариации сюжета отражают две важнейшие тенденции культурной среды, зародившиеся еще при Антонинах. Это акцент на связи места (города) с легендарным прошлым и триумфальный характер культа Диониса. Обращение к истории похищения Персефоны не выглядит случайным в местном контексте: в 5 км от города располагалось древнейшее святилище Плутона и пещера Харона. Само название Ниса может отсылать к равнинам Нисы, куда Гермес принес младенца Диониса на воспитание нимфам. Именно эта сцена – передача Гермесом нимфам Диониса, представлена в центре фронтальной стороны подиума.
Важно, что изображение омовения младенца Диониса нимфами находит иконографические параллели со сценой купания маленького Александра Великого. Подобные коннотации не выглядят случайными, учитывая начало правления новой династии и удачные военные походы самого Септимия Севера.
Композиционный акцент на изображении купания младенца и соотношение количества плит, посвящённых разным повествованиям, свидетельствуют скорее о подчинении сюжета с Плутоном и Персефоной общей дионисийской линии. Таким образом, мастера, обращаясь к истории рождения Диониса, попутно обрисовали семантический круг сюжетов, связанных с локальным контекстом и отвечающих духу времени.
Ниса, Дионис,Плутон,Персефона,театр
Nyssa, Dionysus, Pluto, Persephone, theater