МЕДЕННИКОВА АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВНА (Папский Институт Христианской Археологии, Рим, Италия), КАРЕЛИН ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (Московский архитектурный институт (Государственная академия), Российская Федерация). К вопросу о значениях изображений крепостной архитектуры в римском искусстве
ALEKSANDRA MEDENNIKOVA (Papal Institute for Christian Archeology, Rome, Italy), DMITRY KARELIN (Moscow Architectural Institute (State Academy), Russian Federation). On the Implication of Pictured Fortification in Roman Art
Существует немало изображений городских стен, крепостей и лагерей в римском искусстве. Задачи исследования заключаются в попытке классифицировать изученные изображения, выявить малоизвестные по материалам археологии архитектурные особенности и элементы, а также проанализировать их черты. Изученные изображения можно разделить на несколько типов.
Во-первых, это изображения на монетах и медалях, представляющие собой в большинстве случаев фронтальные изображения ворот, или упрощенные аксонометрические изображения городов. К последним очень близки по характеру изображения городов и крепостей из кодексов.
Во-вторых, нам известны модели крепостей. Это глиняная курительница из Египесткого музея в Турине, глиняная модель сторожевой башни из музея в Регенсбурге, а так же существует много примеров прямоугольных жаровен. Одна из них имеет черты небольшой прямоугольной крепости, а другая похожа на круглую крепостную башню или римский мавзолей.
В-третьих, сохранилось немало фресок и мозаик, которые представляют города или ворота наподобие изображений на монетах и в кодексах. Известны специфические напольные мозаики прямоугольного в плане контура крепостных стен, часто совмещенные с изображением лабиринта.
В-четвертых, исключительно редкий пример являют пряжки ремня в форме ворот города или крепости, наибольший интерес из них представляет памятник, найденный рядом с Абриттом и датируемый серединой III века н.э.
Наконец, сохранилось немало примеров изображений укреплений в скульптуре, это, прежде всего, рельефы с колонн Траяна и Марка Аврелия, так называемые саркофаги у ворот города, а также ряд рельефов раннехристианского времени из слоновой кости, на которых в качестве фона для повествуемых сюжетов имелись изображения архитектуры, в том числе и городских стен.
Cегодня серьезно изучены все рассмотренные нами группы памятников изображенной городской архитектуры, например, монеты (Т. Дональдсон и Н. Элкинс) и рельефы колонны Траяна (Я. Ричмонд, Дж. Колстон и Э. Тилль). Однако эти труды не имеют сквозного характера и рассматривают произведения в пределах определенной группы.
В историографии достаточно подробно разработан мотив изображения города, и тот факт, что он в дальнейшем получил широкое распространение в христианском искусстве (А. Грабар, Э. Смит, С. Казартелли-Новелли, Ф. Бисконти, М. Давид и М.К. Кариле).
Подробно изучен и классифицирован археологический материал по многочисленным римским укреплениям, однако современная археологическая наука далеко не в полной мере использует весь рассматриваемый нами искусствоведческий материал для определения того, как могли бы выглядеть крепости.
Представляется, как связь между рассматриваемыми изображениями и античным культурным контекстом, в котором они сформировались, так и общие черты изображений укреплений в римском искусстве в целом требуют дальнейшего изучения. Более того, за последние десятилетия, был обнаружен ряд интересных памятников, расширяющих наше представление о рассматриваемой теме, например пряжка из Абритта.
Рассмотренные нами примеры дают немало ценной информации для понимания того, как могли выглядеть укрепления и их некоторые элементы. В то время как в большинстве реконструкций крепостей у башен условно показывают плоскую кровлю, удобную для расположения артиллерии, античные изображения представляют огромное разнообразие завершений кровель, как конусовидные, куполообразные, так даже с ротондами наверху башен, а так же вариации галерей, завершающих стены.
Представляется, что понимание сакральности городской границы (pomerium) и самого города в римской культуре может помочь пролить свет на смысл части исследуемых нами изображений стен, крепостей и городов в римском искусстве.
живопись, фрески, мозаики, монеты, модели, стена, башня, крепость, лагерь, ворота, римское искусство, изображённая архитектура
wall paintings, fresco, mosaic, coins, models, wall, tower, fortress, military camp, gate, Roman art, architectural backgrounds