В 1926 г. Н. М. Бахтин (старший из братьев) писал: «Всякое подлинное творчество сознает себя не как начало или продолжение, но как возрождение — так может быть сформулирован этот единственный закон». Одной из задач совмещения исторической и теоретической проблематики архитектуроведения на современном этапе врастания архитектонического мышления в пространство нелинейного миропонимания становится возрождение понятия «изящное». Возвращение к одному из изначальных его толкований (по А. Пуанкаре) как результата гармонично полноценного внутреннего строения той или иной целостности по­зволяет наполнить интеллектуальным содержанием визуальное восприятие архитектурной формы. Методически обращение к этому понятию может стать основанием для установления «изящного» по сути диалога истории и эволюции в логике «архитектоники большого времени» (М. М. Бахтин).
В архитектуре 20-х годов прошлого века внимание к закономерностям творчества, взращенным возрожденческим миропониманием, было достаточно велико и полноценно значимо. Сошлюсь на два примера. «Словарь художественных терминов» создавался в ГАХН в 1923–1929 гг. Понятие «архитектура» обрело к этому времени устойчивую возможность разночтения, и составители пошли на то, что включили в словарь две статьи об этом понятии: А. Г. Габричевского и М. Я. Гинзбурга. Во-вторых Гинзбург берет для книги «Стиль и эпоха» (1924) эпиграфом слова Г. Вельфлина: «Движение зачинается сразу во многих точках. Старое перерождается, увлекая все за собой, и, наконец, новый стиль становится фактом. Почему же все это должно было произойти?» Фиксируя внимание на этой мысли, автор открывает обзор работ коллег примерами из текущей творческой практики И. В. Жолтовского и объясняет это тем, что для него важно показать, как проявляется «чувство новой формы» и «генетическая значимость в образовании нового стиля». С ними можно связать понятие «новое» в эволюции стиля в его развитии в логике авторской интерпретации понятия «современность».
Архитектура вновь может выйти в логике своего времени в лидеры реализации и «изящного» предъявления супрематического стремления к совершенству, опирающегося на закономерности внутреннего строения целостности. В современном архитектуроведении этот процесс выявления и утверждения «генетической» линии в формировании нового интеллектуально емкого миропонимания должен получить закономерное возрождение.

 PDF