Иконографически образ современной российской критики складывается из парадоксов. В то же время критики создают фундамент для будущих поколений искусствоведов. Поэтому необходимо сформулировать и осмыслить как позитивные, так и негативные впечатления, которые возникают при взгляде на постмодернистское художественное пространство (1990–2015 гг.), во многом созданное не только художниками, но и критиками. И тут возникают вопросы: появился ли Гарант истинности? В чем мы видим традиции русского авангарда в современном искусстве? К чему привело необходимое расширение искусствоведческой терминологии — от канонического языка к неканоническому, от нормы к импровизации? Как оценить опыт кураторства фестиваля «Манифеста-10»? Безусловно, выросло новое поколение, впитавшее традиции не только российского, но и зарубежного искусствознания. Критики часто оказываются сильнее представленных ими художников, а обзоры созданных кураторами выставок часто соответствуют известному принципу: говорить либо хорошо, либо ничего. Опираясь на опыт своей работы с молодежью в Санкт-Петербургском государственном университете в качестве директора Музея современного искусства им. Дягилева и вспоминая Аристотеля, его беседы в роще Ликеон о смысле бытия, о душе, я снова хочу задать вопрос: как искусство помогает нам жить, ощущать, мыслить? Есть и другой вопрос, заданный Конфуцием, который сейчас можно обратить к художникам, кураторам, критикам: «не тот ли он, кто знает, что дело не пойдет, но все же берется за дело?». Неужели при высоком интеллектуальном уровне мы заинтересованы в облегченном художественном варианте?

 PDF