Сэр Энтони Гормли (род. 1950) — один из самых значительных скульпторов современности, лауреат Премии Тёрнера (1994) и других престижных наград, кавалер Ордена Британской Империи (2014).
Его творчество — яркий пример последовательного ухода от беспредметности минимализма и нематериальных практик концептуализма, с тем чтобы вновь открыть в искусстве гуманистическое начало, пластический образ человека. Своим главным сюжетом и одновременно исследовательским инструментом Гормли делает свое собственное тело — то, что ему хорошо знакомо и всегда доступно. Ему принадлежит особая технология создания скульптур с использованием слепков с живой модели. В то же время достижение натуралистической достоверности — не главная цель Гормли; он предпочитает символическое обобщение формы, разложение ее на фрагменты, приближение к условному знаку.
Для Гормли скульптура является не столько физическим объектом, сколько способом обнаружить след, оставляемый человеком в пространстве. Поэтому многие его работы невозможно рассматривать в отрыве от того ландшафта и той среды, для которых они предназначены. Произведения Энтони Гормли активно взаимодействуют со своим окружением и со зрителем, преодолевая классическую дистанцию между предметом искусства и воспринимающим его человеком.
Гормли постоянно находится в диалоге с классическим наследием. С одной стороны, его собственная академическая выучка и пристальное внимание к лучшим образцам прошлого (например, к греческой архаической скульптуре или к витрувианской теории пропорций) обусловили обращение художника именно к проблеме телесного, к репрезентации зримого присутствия человека в мире. С другой стороны, Гормли не боится спорить с классиками и считает, что в какой-то момент искусство скульптуры пошло по неверному пути,
пытаясь зафиксировать в инертном, тяжелом материале ускользающие моменты, движения и состояния.
По мнению Гормли, скульптура должна стремиться не к повествовательности, а к покою, статике, созерцанию — тогда она способна заставить зрителя остановиться и по-новому ощутить самого себя в пространстве. По словам художника, с его фигурами ничего не происходит — вместо этого они просто «существуют и ждут. У них есть время, а у нас есть сознание — и они ждут мыслей и чувств зрителя… Это полная противоположность героической скульптуре» (фрагмент интервью газете «The Telegraph», 2012).

 PDF