Ким Адель Игоревна
Университет Хоник, Сеул, Республика Корея
История современного искусства Южной Кореи остается крайне малоизученным предметом в отечественном искусствознании. Несмотря на высокие темпы глобализации, характерные для сегодняшнего дня, история искусства стран азиатского региона зачастую рассматривается отдельным блоком, что указывает на его «невписанность» в контекст мировой истории. Таким образом, становится очевидной необходимость преодоления взаимного отчуждения.
Инсталляция является одним из ведущих жанров современного искусства, без которого практически невозможно представить музейную или галерейную экспозицию наших дней. Однако так было не всегда, и сейчас трудно поверить, что первые работы периода формирования жанра (тогда известного как энвайронмент) могли быть показаны только в маргинальных выставочных пространствах и лишь постепенно заняли свое место в сфере официального искусства.
Аналогичная ситуация сложилась и в послевоенной Корее. Первые эксперименты в сфере инсталляции были связаны с деятельностью художников андеграунда и художественных групп, противостоявших как сложившейся на тот момент в корейской политике военной диктатуре, так и главенствующим течениям в искусстве, таким как «тансэкхва». Важнейшую роль в становлении инсталляции сыграли Ли Сын Тэк, Ким Гу Рим и Ли Гон Ён, а также группы AG, ST, TA-RA, Meta-Vox, Nanji-do.
В докладе будут рассмотрены зарождение и развитие жанра инсталляции в Южной Корее в 1970–1980-х гг. на примере деятельности экспериментальных художников, выявлены его сходство и различия с историей развития искусства инсталляции в Европе и определено его влияние на развитие современного искусства в наши дни.