До последнего времени панорама, диорама и родственные им художественные явления оставались вне поля зрения специалистов по русскому искусству. Если развитие диорамы в России в советский период наконец получило в последние годы всестороннюю характеристику в работах А. А. Дружинина, то обобщающего исследования, которое освещало бы быто­вание и развитие панорам и диорам в России в XIX в., не создано до сих пор. Даже отдельные памятники редко удостаивались внимания. Особенно досадным забвение отечественных произведений и материалов представляется на фоне развитой традиции изучения диорам в зарубежном искусствознании, где научная литература об этом феномене поистине огромна.
Настоящая статья освещает один из значимых эпизодов в развитии искусства панорам и диорам в России, а именно панораму «Вид Палермо» (1846 г.), написанную художником Бирманом по эскизу К. Ф. Шинкеля и представленную в Петербурге Андреем Адамовичем Роллером (Андреас Леонгард Роллер, 1805–1891). Немец по происхождению, Роллер большую часть жизни провел в России, в Санкт-Петербурге, куда прибыл в 1834 г. уже признанным мастером и где на протяжении 45 лет занимал должность декоратора и первого машиниста Императорских театров. Его декорации заслужили единодушно восторженные отзывы публики и критики. Впоследствии у исследователей его творчество получило неоднозначные оценки, но так или иначе его вклад в развитие сценографии в России изучен. Однако по сей день почти совершенно неизвестными остаются панорама «Вид Палермо» и диорамы, демонстрировавшиеся им в Петербурге, хотя обращение художника-декоратора к этой области творчества представляется закономерным и естественным.
Панорама «Вид Палермо» была посвящена путешествию на Сицилию в 1845–1846 гг. императора Николая I, его супруги Александры Федоровны и их дочери Ольги. В Палермо состоялась помолвка великой княжны с Карлом Вюртембергским. Дорогие для императорской семьи воспоминания были призваны сохранить такие памятники, как Ольгин павильон в Колонистском парке (архитектор А. И. Штакеншнейдер), ныне утраченный Чайный дом, или Ренелла, в парке Знаменка в Петергофе, которые были созданы в те же годы, и др. Свое законное место в их чреде занимает и не сохранившаяся и забытая «Панорама Палермо».
В данной статье представлены прежде не использовавшиеся исследователями документальные и изобразительные материалы из РГИА и ЦГИА СПб, а также из современной Роллеру периодики, которые позволяют составить представление об этой странице в истории панорам в России.

 PDF