Заявленная в докладе тема, на наш взгляд, позволяет по-новому взглянуть на творчество такого, казалось бы, всесторонне изученного художника, как А. Г. Венецианов, а также на отдельные аспекты стиля бидермайер.
Уже давно было замечено, что эпоха Просвещения, при всей своей гражданско-воспитательной направленности, явилась своего рода продолжением на новом уровне идей Ренессанса. Это выразилось в торжестве научного и технического знания, появлении нового типа художника-ученого, представлении об идеале как синтезе естественных качеств натуры и т. д. Свое отражение данный — ренессансный — аспект Просвещения нашел в особой — ориентированной на человека, принципиально неофициозной ветви классицизма, с коей, на наш взгляд, тесно смыкается стиль бидермайер, а именно, его ранняя, «высокая» стадия, датирующаяся периодом 1810 — начала 1830-х гг.
Ренессансные идеалы проявились в интересе мастеров бидермайера к конкретной действительности, которую они понимали, однако, в контексте единого, разумно устроенного целого и нередко изучали ее с помощью естественно-научных методов. Отсюда особая, точно переданная пространственно-световая среда раннебидермайеровских картин, где люди — подобно персонажам ренессансных картин — не столько общаются друг с другом, сколько, углубившись в себя, прислушиваются к «чему-то бoльшему».
При всем том, что ренессансные черты были свойственны в той или иной степени всему «высокому бидермайеру», в творчестве Венецианова, в силу его национальных и индивидуальных особенностей, они воплотились наиболее ярко. Собственно, будучи вдохновителем «русского бидермайера», Венецианов все же превосходил его по своим масштабам: его творчество находилось скорее в точке пересечения бидермайера и «человекосоразмерного» классицизма. Венецианова в первую очередь интересует человек (а не среда и не интерьер, как это было у представителей западного бидермайера), которого художник трактует как часть прекрасной, разумной вселенной. Особая «телесность» венециановской живописи удивительным образом смыкается с «божественной телесностью» ренессансных картин. Об этих и многих других ренессансных особенностях творчества Венецианова пойдет речь в докладе. Отдельные произведения русского мастера будут сопоставлены с картинами мастеров эпохи Возрождения.

 PDF