Приехав на Мальту в 1660 г., Маттиа Прети постепенно стал официальным художником Мальтийских рыцарей и кардинальным образом изменил их представление об искусстве и возможностях его использования. С этой точки зрения наиболее интересны для исследования сцены мученичества. Действительно, для членов Ордена именно эти образы были не только объектом особого почитания, но во многом воплощением их собственного духовного опыта, их устремлений и надежд.
Новые документы и новое прочтение этих произведений в том контексте, в котором они создавались, в соотнесении с биографиями заказчиков, поможет объяснить необычные и часто уникальные иконографические решения Маттиа Прети, а также дать новые основания для датировки произведений.
В докладе будут рассмотрены следующие аспекты:
• первые произведения, созданные Прети на Мальте: два изображения св. Екатерины, одно в церкви Итальянской Ланги, другое — в ее капелле в соборе Св. Иоанна. Анализ изображений показывает, что в их замысле важную роль играли мощи святой. Мы также предлагаем новую, более вероятную датировку произведений.
• две люнеты в капелле Арагонской Ланги с изображением мученичества св. Стефана. Основываясь на некоторых новых документах и результатах недавней реставрации, мы также предлагаем новое прочтение изображений, которое позволяет включить их в число заказов Великого Магистра Мартина де Редина (1657–1660), связанных с его не осуществившимся проектом крестового похода.
• до сих пор не отмечавшаяся роль двух великих магистров — Рафаэля (1660–1663) и Николаса Котонера (1663–1680) в выборе сюжетов для росписи капеллы св. Иакова. Это было прелюдией к прославлению их деяний в композиции «История Мальтийского Ордена», созданной Прети в своде собора и, особенно, в изображении Аллегории Порядка на его западной стене.

 PDF