Строго говоря, непосредственный повод к началу Реформации дала архитектура, поскольку именно для перестройки базилики Св. Петра в Риме индульгенции стали продаваться в промышленных масштабах, и это в свою очередь породило протесты. Переход Римской Католической Церкви от оборонительной тактики к наступательной в религиозном и культурном плане знаменует первые шаги Ордена иезуитов. Богословие и политика Контр­реформации затрагивали тему индульгенций и связанных с ними злоупотреблений, а искусство и архитектура были ключевыми инструментами в осуществлении этой трансформации в жизни Церкви и распространении ее по всему миру.
С точки зрения архитектуры классика и гармония собора Св. Петра в церкви Св. Игнатия сменились подвижностью и намеренной драматичной динамикой. В сюжете и стиле фрески Андреа Поццо в главном нефе церкви Св. Игнатия можно видеть целый ряд художественных, политических и богословских новшеств. И Андреа Поццо, и архитектор церкви Св. Игнатия Орацио Грасси были иезуитами, ордену которых принадлежала и церковь. Доклад будет посвящен исследованию сюжетных и стилистических особенностей декоративной программы церкви Св. Игнатия, в которой обнаруживается огромная взрывная сила богословских, политических и культурных концепций, рожденных в Риме в эпоху Контрреформации. Тщательное рассмотрение таких произведений в историческом контексте часто позволяет найти нечто большее, чем предполагается первоначально. Мы попытаемся свести воедино риторику и реальность, героический драматизм художественного произведения и реалии политических и богословских обстоятельств.

 PDF