Доклад посвящен общим проблемам Возрождения в теории и истории искусства Иберийского региона и связям этих теоретических проблем с развитием полихромной скульп­туры XVI и, отчасти, XVII в. Рассмотрение данной темы видится весьма важным условием правильного понимания явлений XV–XVI веков в художественной жизни Испании и Португалии. Кроме того, проблемы возникают перед исследователем буквально с самой постановки вопроса о существовании ренессансных тенденций на Пиренейском полуострове.
Ренессанс здесь, со всеми оговорками, является сложным явлением, заслуживающим особого внимания. Так, например, иберийское искусство XVII в. во многом опирается на прогрессивные достижения XVI в. Можно быть уверенным, что в Испании и Португалии именно ренессансными достижениями объясняется широкое распространение знаний анатомии, без которых вряд ли состоялось бы столь своеобразное натуралистическое барочное искусство, как полихромная скульптура, так и севильская живопись.
Исследуя искусство Нового времени в Испании и Португалии, мы невольно обращаемся к эпохе XV–XVI вв., наполненной элементами Возрождения, равно как и готики. Однако и здесь возникает вопрос — откуда появились ренессансные тенденции в обозначенном регионе? Учитывая, что на XV–XVI вв. приходятся коренные экономические изменения в жизни Испании и Португалии, искусство этого времени заставляет исследователя обращаться к истории международных отношений. И, вполне вероятно, что в силу тесных связей между Пиренейским полуостровом и Северной Европой, ренессансные тенденции приходили именно с Севера, поэтому и испанское, и португальское искусство до Нового времени несет на себе отпечаток столь специфического явления, как Северное Возрождение.
С другой стороны, на Пиренейском полуострове работало множество мастеров самого разного происхождения — итальянцы, французы, немцы. Исследуя эту эпоху, нельзя обойти вниманием такие фигуры, как Хуан де Хуни, Помпео Леони или Жуан де Каштильу, Диего де Силоэ, Алонсо Берругете. Творчество этих мастеров дает богатый материал для анализа сложения национальных стилей в Испании и Португалии и понимания местными скульпторами и архитекторами формы и ее воздействия на зрителя. Данный доклад представляет научно обоснованную попытку подобного анализа.

 PDF