Зверева Александра
Центр Ролана Мунье, Национальный центр научных исследований, Университет Париж-Сорбонна, Франция
Семья брюггских художников Клаиссенс достаточно хорошо известна и изучена благодаря, прежде всего, нескольким сохранившимся и, что немаловажно, подписанным работам Питера Клаиссенса старшего (1499/1500–1576) и его младших сыновей Антония (1541/42–1613) и Питера младшего (ок. 1542–1623). Тем не менее, несмотря на то, что имя старшего сына, Жиллиса, встречалось в документах довольно часто и что его карьера как художника казалась более успешной, чем у братьев, отсутствие подписанных картин значительно затрудняло атрибуцию.
В 2009 г. Брехтом Девильде был найден и опубликован заказ 1576 г. Класа ван де Керхова Жиллису Клаиссенсу на триптих-эпитафию, две боковые створки которого хранятся в Музее Будапешта под именем Питера Клаиссенса старшего. На основании этих створок Девильде приписал Жиллису несколько других картин, до этого считавшихся работами его братьев, отмечая тем не менее тождественность стиля трех художников. И лишь появление в прошлом году на парижском рынке искусства «портрета неизвестного дворянина работы немецкой школы XVI в.» позволило в полной мере раскрыть талант Жиллиса-портретиста и оригинальность его манеры.
Исследование этой картины прекрасно иллюстрирует сложности атрибуции портретов Северного Возрождения и необходимость выхода за рамки чисто стилистического анализа. В изучении этих произведений историк искусства не должен пренебрегать идентификацей портретируемого и датировкой костюма, исследованием основы и красочного слоя. Более того, именно эти сведения, какими бы скудными они ни могли иногда показаться, позволяют легче и с большей долей вероятности атрибутировать портреты эпохи Возрождения, восстановить корпус мастерской каждого художника, а также выявить многочисленные поздние копии и подделки.