Будон-Машуэль Марьон, Шаррон Паскаль
Университет Тура — Центр Высших Исследований Ренессанса, Франция
Многочисленные современные исследования дали толчок переосмыслению французского искусства эпохи Возрождения. Быстро наметилась новая основная методологическая тенденция, нацеленная на изучение художественных центров и их особенностей (Труа, Нанси, Лион и др.). Так, например, выставка и конференция «Tours 1500», прошедшие в 2012 г., позволили вернуться к изучению искусства долины Луары — колыбели французского Возрождения — и обозначить новый круг проблем.
Действительно, как сам регион, место резиденции королевского двора, так и основные виды искусств: живопись, скульптура, ювелирное дело, изготовление гобеленов, миниатюра — долгое время изучались через призму толкований, выработанных историей искусства в конце XIX — начале XX в. Именно такие основополагающие работы, как исследование Поля Витри, посвященное Мишелю Коломбу (1902), выставка французских примитивов 1904 г. и корпус вытекающих из них исследований, определили два основных подхода, доминировавших на всем протяжении XX в.: монографическое изучение отдельных мастеров (Фуке, Коломб, Бурдишон) или понятий («школа долины Луары», «вторичное искусство»). Современная историография начала разрушать этот подход и предложила новые рамки исследования, предпочитая, например, более открытое и динамичное понятие «центра искусства» «региональной школе». Исходя из этого, были переосмыслены корпусы работ анонимных и известных мастеров (таких как Коломб, Пуайе, Мастер Клод Французской — Элуа Тассар?).
Работая в этом ключе, Центр Высших Исследований Ренессанса (CESR) запустил новые исследовательские программы. «ARVIVA» каталогизирует, анализирует и изучает изобразительное искусство долины Луары в широких хронологических рамках с 1470 по 1600 г. «Sculpture 3D» предлагает заново рассмотреть основные памятники при помощи технологии дополненной реальности, дабы, выходя за традиционные рамки, поставить новые компьютерные технологии на службу научному анализу. Первые плоды этих двух проектов
разнообразны и затрагивают как пересмотр периодизации и переосмысление художественной эволюции и ее формального выражения, так и анализ роли различных участников художественного процесса, заказчиков и художников, в сложном переплетении социальных связей. Наш доклад проиллюстрирует это на конкретных примерах: Тур как столица роскоши; приходская церковь как центр микроистории социальной сети; неопубликованные произведения и новый подход к изучению известных работ.