Многочисленные современные исследования дали толчок переосмыслению французского искусства эпохи Возрождения. Быстро наметилась новая основная методологическая тенденция, нацеленная на изучение художественных центров и их особенностей (Труа, Нанси, Лион и др.). Так, например, выставка и конференция «Tours 1500», прошедшие в 2012 г., позволили вернуться к изучению искусства долины Луары — колыбели французского Возрождения — и обозначить новый круг проблем.
Действительно, как сам регион, место резиденции королевского двора, так и основные виды искусств: живопись, скульптура, ювелирное дело, изготовление гобеленов, миниатюра — долгое время изучались через призму толкований, выработанных историей искусства в конце XIX — начале XX в. Именно такие основополагающие работы, как исследование Поля Витри, посвященное Мишелю Коломбу (1902), выставка французских примитивов 1904 г. и корпус вытекающих из них исследований, определили два основных подхода, доминировавших на всем протяжении XX в.: монографическое изучение отдельных мастеров (Фуке, Коломб, Бурдишон) или понятий («школа долины Луары», «вторичное искусство»). Современная историография начала разрушать этот подход и предложила новые рамки исследования, предпочитая, например, более открытое и динамичное понятие «центра искусства» «региональной школе». Исходя из этого, были переосмыслены корпусы работ анонимных и известных мастеров (таких как Коломб, Пуайе, Мастер Клод Французской — Элуа Тассар?).
Работая в этом ключе, Центр Высших Исследований Ренессанса (CESR) запустил новые исследовательские программы. «ARVIVA» каталогизирует, анализирует и изучает изобразительное искусство долины Луары в широких хронологических рамках с 1470 по 1600 г. «Sculpture 3D» предлагает заново рассмотреть основные памятники при помощи техно­логии дополненной реальности, дабы, выходя за традиционные рамки, поставить новые компьютерные технологии на службу научному анализу. Первые плоды этих двух проектов
разнообразны и затрагивают как пересмотр периодизации и переосмысление художественной эволюции и ее формального выражения, так и анализ роли различных участников художественного процесса, заказчиков и художников, в сложном переплетении социальных связей. Наш доклад проиллюстрирует это на конкретных примерах: Тур как столица роскоши; приходская церковь как центр микроистории социальной сети; неопубликованные произведения и новый подход к изучению известных работ.

 PDF