Коллекция западноевропейской живописи берлинского предпринимателя И. Э. Гоцковского, перешедшая в 1764 г. в собрание императрицы Екатерины II, положила начало сегодняшнему Эрмитажу. Многие картины, составлявшие тогдашнюю коллекцию, до сих пор находятся в Эрмитаже, другие, известные на сегодняшний день, разошлись по различным музеям мира.
В состав коллекции входили 317 произведений мастеров различных европейских школ XV–XVIII вв. Среди них шедевры эпохи Ренессанса занимали особое место.
Продажная опись Гоцковского, предоставленная Екатерине II, включала в себя произведения великих мастеров европейского Ренассанса — Рафаэля, Тициана, Веронезе, Тинторетто, Гольбейна. Атрибуция многих из них в наше время не подтвердилась. Некоторые из картин сменили не только авторство, но даже и саму школу. Автор доклада провел поэтапное исследование шедевров коллекции и впервые установил принадлежность к коллекции целого ряда ранее неизвестных произведений.
В настоящее время картины эпохи Ренессанса из первой коллекции Эрмитажа встречаются в различных собраниях по всему миру. Наряду с Эрмитажем в их число входят архитектурно-ландшафтный комплекс Ораниенбаум в Ломоносове, Национальная галерея Армении в Ереване, Саратовский музей изобразительных искусств имени А. Н. Радищева и другие.
В ходе доклада будет сделан краткий обзор этих живописных шедевров. На примере произведения, проданного Гоцковским как работа выдающегося мастера венецианской школы Паоло Веронезе, в докладе будет представлена как история изменения авторства этой картины, так и возможные причины ее изначально неправильной атрибуции.
В заключении доклада будет обращено внимание на значение исследования коллекции И. Э. Гоцковского как в свете современного взгляда на атрибуцию живописи Ренессанса, так и установления изначального происхождения многих шедевров современных музеев.

 PDF