«Явление Девы Марии св. Бернарду», созданное по заказу Пьеро дель Пульезе для церкви Санта Мария аль Сеполькро в Ле Кампора, предместье Флоренции (с 1530 г. хранится во флорентийской Бадии), — одно из наиболее значительных произведений Филиппино Липпи 1480-х гг. и эталонный пример его стиля этого времени.
Сцена явления Богоматери св. Бернарду Клервосскому получила распространение во флорентийской живописи с середины Треченто. Ее иконография в целом оставалась неизменной со времен создания полиптиха Маттео ди Пачино (1360-е гг., Флоренция, Галерея Академии) вплоть до 1520-х гг., когда картина Доменико Пулиго (Балтимор, Художественный музей Уолтерса) завершила череду больших алтарных образов на этот сюжет. Версия Липпи, однако, имеет ряд особенностей, которые существенно смещают акценты в богословском истолковании видения св. Бернарда и меняют эмоциональную окраску сцены, которая получает более личностную, лирическую трактовку.
Обилие повествовательных подробностей и характерных деталей превращает этот алтарь в безошибочно опознаваемый источник цитирования. По меньшей мере, дважды его центральная группа была буквально повторена в пределлах, исполненных в начале XVI в. художниками круга Филиппино, Мастером оратория Серумидо (главный алтарь оратория Сан Себастьяно деи Бини во Флоренции) и Раффаэллино дель Гарбо («Мадонна с младенцем и святыми», Флоренция, Санто Спирито, капелла Сеньи). К картине Липпи восходит и фигура св. Бернарда в центральной части Алтаря Сеньи, которая включается в сцену «святого собеседования». Более того, среди графических листов, относимых к деятельности мастер­ской Филиппино, можно обнаружить любопытный пример адаптации всей сцены видения, а также других элементов «алтаря из Бадии» к иконографии sacra conversazione (Флоренция, Кабинет рисунков и эстампов галереи Уффици, инв. 175F).
Большое количество алтарных пределл и расписных палиотто, а также декоративных панно, предназначенных для домашнего интерьера, красноречиво свидетельствует о склонности второстепенных флорентийских художников позднего Кватроченто к воспроизведению в малом масштабе целостных композиционных решений, найденных ведущими мастерами города в их шедеврах. «Явление Богоматери св. Бернарду» кисти Филиппино можно отнести к числу востребованных в этом отношении живописных памятников, к которому локальные художники продолжали обращаться и спустя два десятилетия после его создания.

 PDF