Типология ренессансного палаццо возникает и развивается в XV веке в разных городах Италии и всюду обладает своей спецификой. В этом отношении Рим дает весьма интересную и показательную эволюцию этой типологии. Она прослеживается не столь очевидно и ясно, как во Флоренции и в других бурно развивавшихся художественных центрах Италии. В Вечном городе первой половины XV в., едва оправившемся от разрушительного для него периода Авиньонского пленения пап, частное строительство носит хаотичный характер и не подкрепляется ни теоретической основой, ни последовательной логикой художественного замысла.
Ситуация радикально меняется в середине XV века в связи с изменением всей художественной ситуации в Риме и появлением на папском престоле понтификов, поставивших целью соз­дать новый образ Вечного города, в том числе через изменение его архитектурной декорации.
Обратившись к начальному этапу формирования ренессансного палаццо в Риме, мы обнаружим возникновение отчетливой типологии уже в Ватиканском дворце, созданном под влиянием идей Л. Б. Альберти для папы-гуманиста Николая V (1447–1455). Теория Альберти, соединенная с идеей возрождения Рима («Renovatio Romae»), приводит к появлению в Ватикане новаторского по своей архитектуре дворца, основанного на использовании элементов традиционных римских дворцов первой половины XV в. и оформленного с помощью классического понимания форм в целостную монументальную конструкцию.
Высшие иерархи церкви, стремясь показать свою связь с папством, копируют в своих резиденциях архитектуру Ватикана. Программа Ватиканского дворца, отвечавшая запросам церковного правителя, определила развитие типологии римских дворцов второй половины столетия. В докладе показано, как влияние этой программы проявляется во внешних формах и в планировке зданий на разных этапах развития римских дворцов второй половины XV в.

 PDF