На протяжении XVI в. французское Возрождение оставалось наиболее ярким и плодо­творным культурным явлением среди всех стран, расположенных к северу от Альп. Ре­зультатом подъема национального сознания и переосмысления собственной школой античных источников стало формирование так называемой французской архитектурной манеры,
которая проявилась в творчестве некоторых мастеров и служит истоком французской архитектуры XVI–XVIII вв.
В то время как наследие наиболее ярких мастеров эпохи, Филибера Делорма и Пьера Леско, выполнявших заказы для королевской семьи, является хорошо изученным в европейском и российском искусствознании, работы их современника, архитектора Жана Бюллана, остаются лакуной ввиду немногочисленных исследований и публикаций на эту тему в мировом научном сообществе. Именно Бюллан, остававшийся на протяжении своего творческого пути в тени Делорма (что во многом связано с завершением Бюлланом проектов Делорма) стал одним из тех немногочисленных архитекторов-практиков, которые не только заложили основы национальной архитектурной школы, но и на раннем этапе способствовали развитию архитектурной теории во Франции.
Жан Бюллан приступил к написанию своих трактатов в период опалы после смерти короля Генриха II, работая над последними заказами Анна де Монморанси, но еще не будучи призванным ко двору Екатерины Медичи. Трактаты мастера, а именно «Сборник по часовому делу» (1561), «Маленький трактат по геометрии и сборник по часовому делу» (1562), «Основное правило пяти колонн ордеров» (1564) являются фактически одними из первых и наряду с сочинениями Делорма — единственными французскими архитектурными трактатами эпохи Возрождения. Однако если в «Основном правиле» Бюллан действительно ориентируется на французский перевод «10 книг об архитектуре» Альберти Жана Мартена (1553) и издания IV и III книг Серлио, то в «Сборнике» и «Маленьком трактате» автор стремится поместить себя в орбиту развития гуманитарной мысли, прибегая в своих источниках к трудам “De Solaribus Horlogiis” Оронция Финеуса и «Rudimentia Matematica» Себастиана Мюнстера.
На современном этапе обновления научных знаний теоретическое творчество Жана Бюллана, не освещенное как в российской, так и в западной историографии, все еще остается важным, но не исследованным пластом истории искусств, требующим переосмысления его роли в развитии архитектуры Ренессанса и формировании французской архитектурной теории.

 PDF