Многие произведения ренессансных мастеров демонстрируют пристальное внимание к особенностям интерпретации декора. Часто в композициях присутствуют гирлянды. Мы предлагаем обратить внимание на некоторые особенности трактовки этой малоизученной детали в религиозной живописи.
Гирлянды нередко возносятся над образом Мадонны, Христа, особо почитаемого святого. Иногда звеньями гирлянд увенчивали всю композицию, подобно распахнутому театральному занавесу. Великолепные образцы подобного композиционного решения характерны, например, для творчества Андреа Мантеньи.
У некоторых мастеров гирлянда демонстрирует особое увлечение символикой плодов. Таковы композиции Карло Кривелли, где прославление Мадонны и Христа выражается на языке традиционных христианских символов, воплощенных в плодах гирлянд. В первую очередь обращают на себя внимание крупные яблоки и виноград, в которых декоративность сочетается с глубоким символическим смыслом.
Весьма примечательна трактовка гирлянды в творчестве Козимо Туры. Так, в «Мадонне с зодиаком» условное изображение зодиакальных созвездий в виде сияния сочетается с двумя реалистично написанными связками гроздьев винограда со щеглом — традиционным символом Страданий Христа. Подчеркнуто реалистическое изображение винограда, очевидно, подтверждает истинность претворения Крови в вино.
Изучение ренессансной гирлянды показывает: на первый взгляд декоративная, эта деталь сохраняет древнюю функцию прославления осененного ею персонажа. С одной стороны, гирлянды указывают на обращение мастеров к античным традициям. Полновесные связки плодов, цветов и листвы характерны для античной скульптуры, они встречаются и в памятниках живописи, по преимуществу монументальной. С другой стороны, в Италии
мотив гирлянды получил развитие и в средние века. Результатом синтеза традиций разных эпох и является такой яркий элемент ренессансных религиозных композиций, как гирлянда.

 PDF