Поводом для доклада послужила публикация в Италии альбома B из бывшей коллекции И. Детайера, ныне хранящегося в библиотеке Государственного Эрмитажа. Отдавая дань этой книге О. Ландзарини и Р. Мартиниз, знакомящей специалистов с интереснейшим памятником эрмитажной коллекции, следует остановиться на нерешенных задачах и проблемах, которые она поставила. Главная из них — авторы ограничили свой интерес рамками альбома В, не принимая во внимание его связь ни с другими кодексами, ни с генеральными проблемами эволюции архитектурной графики в XVI в.
Рисунки альбома В распределены по трем основным группам: здания и их отдельные части; элементы ордера; фантастические сооружения. Первая, наиболее разнообразная по сюжетам и типам изображения, всегда вызывала наибольший исследовательский интерес. В ней прослеживаются как традиции археологических штудий XV в., так и связь с гуманистической средой XVI в., в особенности с кругом П. Лигорио. К сожалению, итальянские авторы проигнорировали вклад М. Б. Михайловой в изучение этого вопроса, а нежелание углубиться в анализ связей альбома В с другим эрмитажным памятником, альбомом А, не дало им возможности до конца исследовать «лигориевскую» проблему. Парадоксален и мало обоснован, на наш взгляд, их вывод о венецианском происхождении альбома В: все указывает на его римские и южно-итальянские истоки.
Вторая группа сюжетов — детали ордеров — не выделяется авторами как самостоятельная исследовательская тема, однако именно в ней обнаруживаются многочисленные параллели с другими альбомами XVI — первой половины XVII в.; по нашему мнению, они обусловлены традицией образцовых книг, продолжавших играть важную роль в профессиональном образовании архитекторов. Ее развитие ярко иллюстрируют сходные рисунки в альбомах В и С из Эрмитажа и их аналоги, и это также требует осмысления.
Третью группу — архитектурные фантазии — авторы связывают с влиянием французского мастера Ж. Андруэ-Дюсерсо, опиравшегося, в свою очередь, на итальянские рисунки рубежа XV–XVI вв. Ограничившись констатацией этого факта, Р. Мартиниз не задается целью проследить развитие этого феномена середины XVI в., в частности, в римской архитектурной гравюре, с которой альбом В обнаруживает больше сходства, чем с работами Дюсерсо.
Таким образом, хотя публикация альбома В важна для изучения ренессансного архитектурного рисунка на тему античности, она не исчерпывает всех связанных с ним проблем. Альбом В, как и близкие ему альбомы А и С, требует обязательного комплексного ис­следования.

 PDF