Доклад посвящен художнику Бартоломео Монтанья (1452–1523), основателю ренессансной живописной школы Виченцы. Он родился в Орцинуови (городок близ Брешии в Ломбардии) и жил в Виченце. В докладе сначала анализируются его ранние произведения в сравнении с работами Джанфранческо Сомайо, затем — в сравнении с венецианскими новациями, введенными Джованни Беллини. Бартоломео Монтанья контактировал с венецианским мастером во время двух своих поездок в Венецию между 1469 и 1483 гг. Говоря о работах 1480-х гг., связанных с освоением венецианского опыта и наследия Антонелло да Мессина, мы рассматриваем сложную историю взаимодействия между Бартоломео Монтанья, мастером инкрустации Пьерантонио дельи Абати и архитектором Лоренцо да Болонья. Сотрудничество между тремя мастерами началось во время строительства церкви Сан Бартоломео в Виченце. Затем оно развивалось благодаря важнейшим художественным мастерским Падуи в конце столетия. Первые годы творчества Бартоломео Монтанья мы исследовали на основе архивных материалов и стилистического анализа, что позволяет нам сделать некоторые новые предположения о его заказчиках. После описания сложной историко-культурной ситуации, в которой работал мастер, мы обращаемся к одной конкретной картине. Это подписанное и датированное 1487 г. произведение, которое, однако, не могло быть выполнено мастером в это время.
В докладе будет высказана новая гипотеза относительно сюжета картины (Мадонна с Младенцем, св. Себастианом и св. Рохом), даты и необычного расположения подписи (на обороте картины). Мы попытаемся найти более подходящее место для этого произведения в художественной карьере Монтаньи. В этом нам также поможет недавно обнаруженный итальянской исследовательницей Мануэлой Барауссе архивный документ, относящийся к шедевру Монтаньи в церкви Сан Бартоломео. Наконец, в докладе будет показано, как про­изведение, казалось бы, имевшее точную датировку и атрибуцию, может дать повод для нового большого исследования, позволяющего лучше понять многие аспекты творчества художника.

 PDF