С XIV в. на Руси активно развиваются общежительные монастыри. Это объясняется духовным климатом эпохи, который сказался на Руси с особой силой. Внимание к образу иноков проявляется в искусстве во второй половине XIV — первой половине XV в. («монашеские» сцены в иконе св. Николая из Угрешского монастыря, ГТГ; клеймо «Чудо в Хонех» иконы «Архангел Михаил» Архангельского собора Московского Кремля около 1399 г.; монашеская тематика в росписи предалтарных столбов Успенского собора в Звенигороде около 1400 г., и алтарной преграды в храме Саввино-Сторожевского монастыря 1420-х гг.). Характеристика образа инока достигает необычайной глубины и проникновенности в изображении преподобного Сергия Радонежского на его шитом покрове 1420-х гг. (Сергиево-Посадский музей).
В середине XV века в росписи церкви Сергия Радонежского в новгородском Детинце (около 1459 или 1463 гг.) появляется житийный цикл преподобного Сергия, где изображение обители уподоблено изображениям Иерусалима в иконографии евангельской сцены.
Особенно большого развития достигает монашеская тематика в конце XV — начале XVI в., т. е. уже в поствизантийский период. Таковы изображения преподобных на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля 1480-х гг. Возникает целый ряд житийных икон круга Дионисия, где в клеймах идеализированные обители предстают как место подвига русских иноков, превративших своими молитвами и трудами «пустыню» в «град».
В XVI в. монастырская тематика получает дальнейшее развитие в сюжетах «Видение Лествицы», «Видение Евлогия», «Чудо о злате в монастыре Дохиар» и др. Появляется образ монастыря как архитектурного ансамбля (Синайский монастырь Св. Екатерины, Савватьев Оршинский, Соловки и Александро-Свирский). У них имеются аналогии и в поствизантийской живописи, где вид афонского монастыря Ставроникита служит фоном для чудесного обретения иконы св. Николая. Среди русских памятников, связанных с монастырской тематикой, выделяются два иконографических варианта: а) иконы со сценами монастырской жизни и б) иконы с видами монастырей и их архитектурного ансамбля. Первые из них находят параллели в византийских и поствизантийских иконах с изображением успения преподобного и окружающих сцен. Иконам с видами монастырей присущи черты паломнических образов с видами Святой Земли и обозначенными святынями для поклонения.
В многообразии сюжетов и иконографических типов, которыми представлена монастырская тема, проявилась особая роль, которую играли монастыри в русской культуре.

 PDF