Изобразительный цикл южных врат собора Рождества Богородицы в Суздале, возникший в промежутке между 1227 и 1238 гг., принято считать архангельским. Однако количественно в нем преобладают ветхозаветные эпизоды, и поэтому южные двери можно рассматривать и в качестве своеобычного компендиума библейской истории. По обилию и разнообразию сюжетов Ветхого Завета они занимают уникальное место в искусстве не только домонгольской, но и всей средневековой Руси.
Иконография отдельных сцен, в целом исполненная в русле византийской традиции, вызывает вопросы, так как некоторые детали не соответствуют каноническому библейскому повествованию и не находят параллелей в христианском искусстве эпохи. Особенно выделяются композиции «Адам нарицает имена зверям», «Каин убивает Авеля», «Ангел потопляет Содом и Гоморру», «Укрепление Давида на бой».
Неясно, как истолковывать включение в программу южных дверей ряда клейм и нарушение хронологической логики в их размещении внутри цикла. Например, пластина «Падение сатаны» находится в самом верху створки и в числе первых дней творения открывает собой рассказ Книги Бытия, а сцена «Адам нарицает зверей» следует за изгнанием прародителей из рая.
Необычные отклонения можно связать со стремлением создателей врат подчеркнуть символическую трактовку известных эпизодов Писания. В то же время многие иконографические особенности объясняются не в последнюю очередь с помощью различных литературных произведений, имевших хождение в домонгольской Руси: апокрифов, летописей, агиографии и гимнографии.
Таким образом, иконография ветхозаветных сцен южных врат в значительной степени расходится с «официальной» версией священной истории и отражает богатую традицию библейской апокрифической литературы на Руси в первой трети XIII столетия.

 PDF