ФРОЛОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). Комментарий Ф. И. Овербека к «Триумфу религии в искусстве» как часть дискуссии о Дюссельдорфской школе в литературе 1830–40-х гг.

LIUDMILA FROLOVA (The State Hermitage Museum, Russian Federation). J. F. Overbeck`s Comment to “The Triumph of Religion in the Arts” and the Discussion about the Düsseldorf School of Painting in the German Art Criticism of 1830–40s.

Изучение академической живописи XIX в. – одно из актуальных направлений современной истории искусства. Ведущую роль в художественной жизни Германии XIX в. играли академии в Дюссельдорфе и Мюнхене, возглавляемые живописцами Ф. В. Шадовым и П. Корнелиусом, ране входившими в состав группы назарейцев. Одним из наиболее острых периодов в истории немецкой академической живописи стал рубеж 1830-40 х. гг., когда многие молодые художники, разочарованные системой обучения в Дюссельдорфе, покидали город, стремясь продолжить свою карьеру в Мюнхене. Этот процесс породил ряд публикаций, в которых критически пересматривались фундаментальные проблемы академического образования и широкий круг вопросов, связанных с целями и задачами искусства: система обучения, иерархия жанров, приемы стилизации, предназначение художественного творчества. Среди них сочинения публициста Г. Пюттмана (1839), литератора и театрального деятеля К. Л. Иммермана (1841), писателя и общественного деятеля В. М. фон Кёнигсвинтера (1854).

Цель доклада — рассмотреть в связи с этой полемикой текст комментария немецкого художника романтика Ф. И. Овербека к его программной картине “Триумф религии в искусстве” (1829 – 1840). Картина и комментарий традиционно рассматривались до сих пор лишь в контексте романтических теорий (в первую очередь — в связи с идеями назарейцев 1800-1810-х гг.) и в отрыве от культурного контекста и актуальных художественных проблем того времени, когда они создавались.

Впервые показано, что Овербек в своем тексте затрагивает те же вопросы, которыми задаются его современники, пишущие о Дюссельдорфской академии. Судьба назарейской традиции в немецких землях была хорошо знакома Овербеку: он поддерживал контакты с товарищами по назарейскому братству, и в самом начале работы над картиной посетил ряд немецких художественных центров. Текст Овербека органично встраивается в полемику о методе и задачах художественного обучения, он обращен к молодому художнику и отстаивает позиции, которые по ряду пунктов (увлечение портретной живописью, штудирование античных памятников) противостоят методу дюссельдорфских мастеров, но в главном (устремленность к природе и служение идеалу) согласуются с ним. 

Овербек, назарейцы, Шадов, Дюссельдорфская школа, академизм

J. F. Overbeck, Nazarene movement, F. W. von Schadow, Düsseldorf school of painting, academic art