ДЕМИЧЕВА ТАИСИЯ МАКСИМОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Имперский вопрос во французских гравюрах второй половины XVIII века

TAISIIA DEMICHEVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). The Imperial Question in French Engravings of the Second Half of the 18th Century

В докладе показано как во французских гравюрах второй половины XVIII века были воплощены отдельные идеи эпохи Просвещения, посвященные вопросам имперского влияния и репрезентации империи. «Империя» понимается с точки зрения новой имперской истории, где данное понятие раскрывается при помощи определенных концептов: право, этика, экономика и торговля, политика; их репрезентация анализируется в докладе.

В гравюрах были представлены данные концепты. Показано, что изображения дополняли положения философских трудов, делали их более наглядными и понятными обществу, подчеркивали некоторые моменты, которые были плохо видны в тексте. Мы рассматриваем гравюры как очень ценный источник, который, с одной стороны, подтверждал основные положения просветительской мысли, а с другой, показывал проблемы колониальной империи под отличным ракурсом и был замечательным средством, чтобы привнести новые идеи в общество. Отмечено, что в гравюрах второй половины XVIII века (как и в художественной литературе того периода) акцент был смещен с правовых проблем в сторону этических, определенное место среди которых занимали идеи свободы и равенства. Подчеркнуто, что данное смещение акцента отличает гравюры от содержания трудов французских просветителей. Проанализированы некоторые популярные «ярлыки», связанные с образом «Другого», романтизированные изображения неевропейских народов и идиллические картины колоний. Рассмотрена репрезентация отношений колонии и метрополии в области торговли. Кроме торговли и этики отдельное внимание посвящено отображению политических вопросов в гравюрах рассматриваемого периода.

В заключении сделан вывод о критике устоев империи, что выражалось в недовольстве политикой, торговыми ограничениями, работорговлей, с одной стороны. Показано, что гравюры внесли свой вклад в развитие и распространение некоторых ярлыков, как например, романтического образа колонии, где все красиво, размеренно и чудесно. А, с другой стороны, в заключении подчеркивается продвижение просветительской цели донести до обывателя образ «Другого» жителя, неевропейца, который обладал такими же правами, что и европеец.

Доклад подготовлен на основе коллекции Французской национальной библиотеки.

империя, Франция, гравюры, Просвещение

empire, France, engravings, Enlightenment