КУЛАКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА (Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации, Российская Федерация). Исследовательский интерес к голландскому цветочному натюрморту XVII века: 1980–2010 гг.

OLGA KULAKOVA (The Saint-Petersburg Institute of Arts and Restoration, Russian Federation). Research Interest in Dutch Flower Still-Life Painting of the 17th Century: 1980–2010

Интерес к голландскому натюрморту западных искусствоведов, антикваров, кураторов выставочных проектов с середины XX века был необычайно активным. Приблизительно до 1980-х годов цветочный натюрморт чаще всего рассматривался в контексте общей темы голландского натюрморта XVII века, не выделяясь отдельно. Далее ситуация меняется, цветам посвящают отдельные выставки и исследования. Так, можно выделить научные публикации и кураторские проекты Сэма Сегала исследующие цветочный натюрморт в наследии голландской и фламандской живописи XVII и XVIII веков. В частности, его выставочные проекты «Цветущее прошлое» и «Плодородное прошлое» [Segal S, Herzog Anton-Ulrich-Museum Braunschweig, and Kunsthandel P. de Boer. A Fruitful Past: a survey of the fruit still lifes of the Northern and Southern Netherlands from Brueghel till Van Gogh. 1983], открытые в 1982 году. Далее выставки цветочных натюрмортов становятся всё более популярными.

В исследовании натюрмортов и жанровой живописи наиболее популярным становится иконологический метод. Голландский натюрморт часто рассматривают с позиции расшифровки символического наполнения, эмблематики. Э. де Йонг успешно исследует комплекс скрытых смыслов преимущественно жанровой живописи Голландии XVII века. Иконологический подход де Йонга стремится дешифровать пласты скрытых аллюзий в натюрмортной живописи, в том числе и цветочной [Jongh E. De. Questions of meaning. Theme and motif in Dutch 17-century painting. Leiden, 1995]. Иного мнения, хотя и не противоречащего предыдущему, придерживается искусствовед С. Альперс [Alpers S. The art of describing. Chicago, 2007], которая рассматривает голландское искусство XVII века как живопись, которая максимально подробно передает своё знание о внешнем мире через наблюдение и реалистичное описание внешнего мира.

К социально-экономическому аспекту цветочного натюрморта одним из первых обратился Н. Брайсон в своей книге «В поисках незамеченного. Четыре эссе о натюрмортной живописи» [Bryson N. Looking at the Overlooked: Four Essays on Still Life Painting. Cambridge, Mass., 1990]. Брайсон выделяет несколько экономических пространств, которые позволяют цветочным натюрмортам так обильно развиваться: ботанические сады; торговые спекуляции, как тюльпаномания; и, наконец, сама живопись, требующая высочайшего мастерства и востребованная только тогда, когда спрос на цветы был на пике.

Исследование натюрмортной живописи в контексте естественнонаучных открытий и научной иллюстрации, как визуального документа эпохи, – является своего рода продолжением тезисов С. Альперс. В книге Д. Нери «Насекомое и изображение. Изображение природы в Европе раннего Нового времени» [Neri, J. The insect and the image: visualizing nature in early modern Europe, 1500–1700. London, 2011] исследуются традиции изображения насекомых в работах таких художников, как Й. Хофнагель, Альдорванди, Мария Сибилла Мериан. К подобным темам обращается и Х. Бергер «Гусеницы. Размышления о голландском натюрморте XVI века» [Berger H., jr. Caterpillage. Reflections on seventeenth-century Dutch still life painting. New York, 2011], К. Суон в своей книге о творчестве Якоба де Гейна II [Swan C. Art, science, and witchcraft in early modern Holland: Jacques de Gheyn II (1565-1629). Cambridge, 2005] и многие другие. Вопрос о связи научной ботанической иллюстрации, ботанических репрезентаций, флорилегиумов и цветочных натюрмортов чрезвычайно перспективен и актуален в современном искусствознании.

цветочный натюрморт, голландский натюрморт XVII века, фламандский натюрморт XVII века, метод, анализ, теория искусства

flower still-life painting, Dutch flower still-life painting of 17th century, Flemish flower still-life painting of 17th century, method, analysis, theory of art