КОСТЫРЯ МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Российская Федерация). «Князь пейзажистов» в России: новые данные о работах Б.К. Куккука в императорских и частных коллекциях
MAKSIM KOSTYRIA (Scientific Research Museum of the Russian Academy of Arts, Russian Federation). “The Prince of Landscape Painters” in Russia: New Data on the Works of B.C. Koekkoek in Imperial and Private Collections
В докладе приводятся новые сведения о коллекционировании картин Б.К. Куккука в Российской империи и их дальнейшей судьбе. Баренд Корнелис Куккук (1803-1862) был крупнейшим мастером голландского романтического пейзажа. Художник достиг общеевропейской славы, современники называли его «Князем пейзажистов». Иметь его работы в своих коллекциях почитали за честь монархи, аристократы, купцы. Б.К. Куккук был избран почетным членом нескольких европейских Академий художеств (в том числе Санкт-Петербургской), стал кавалером высших государственных орденов. Творчество Куккука было очень популярно в России, где в императорских и частных собраниях находилось несколько десятков его работ.
Однако вскоре после смерти мастер был забыт. Долгие годы Б.К. Куккук был известен лишь узкому кругу специалистов. Во второй половине ХХ века имя пейзажиста возвратилось из исторического небытия, но едва ли и сейчас можно сказать, что известность Куккука соответствует высокому художественному качеству его работ.
Первое знакомство россиян с творчеством Б.К. Куккука, судя по сохранившимся документам, состоялось в 1839 году. В апреле этого года Его Императорское Высочество наследник цесаревич Александр Николаевич приехал в Гаагу. Там он заказал Куккуку самый большой в творчестве мастера пейзаж. Картина находилась в собрании императорской семьи до 1917 года, а затем оказалась за рубежом. Долгие годы полотно считалось утраченным. Но его история на этом не закончилась: пейзаж Куккука был обнаружен автором доклада в собрании Новокузнецкого художественного музея. Таким образом, картина голландского мастера трижды пересекла российскую границу. Нам также удалось прояснить историю других картин Куккука из коллекций членов императорской фамилии и российских аристократов: например, из собрания Великой княгини Марии Николаевны и Дмитрия Петровича Боткина. Судьбы всех этих картин были неизвестны ученым, включая Фридриха Гориссена – автора полного каталога творчества Б.К. Куккука.
Кроме того доклад содержит попытку реконструкции истории создания картины «Пейзаж со стадом» (1847, Государственная Третьяковская галерея), Михаила Спиридоновича Эрасси (1823-1898), являющейся копией пейзажа Куккука из российского частного собрания.
XIX век, Б.К. Куккук, коллекционирование, Российская империя, Голландия, пейзаж, живопись
19th century, B.C. Koekkoek, art collecting, Russian Empire, The Netherlands, landscape, painting