ТОКМАЧЕВА ПОЛИНА АНАТОЛЬЕВНА (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российская Федерация). Данте Габриэль Россетти и его круг в зеркале критики. Роман Вернон Ли «Мисс Браун» как вызов эстетизму: герои, параллели, реакция публики

POLINA TOKMACHEVA (The Pushkin State Museum of Fine Arts, Russian Federation). Dante Gabriel Rossetti and His Circle. “Miss Brown” by Vernon Lee as a Critical Poem to the Aestheticism Circle: Main Heroes, Parallel Lines, Reviews

В центре нашего исследования находится фигура Д.Г. Россетти, который начиная с 1860-х годов и вплоть до своей смерти воспринимался одним из лидеров английского «эстетизма». Его Тюдор-хаус в Челси стал местом встреч передовых художников (Фредерик Сэндис, Симеон Соломон, Джеймс Мак-Нейл Уистлер), архитекторов (Эдвард Годвин, Уильям Бёрджес), поэтов (Уильям Майкл Россетти и Алджернон Суинберн), провозгласивших «культ красоты» как основную творческую установку и ведущий жизненный принцип. Эстетизм Россетти и его круга вызывал неоднозначные оценки современников. Одни превозносили этот творческий этап художника, разглядев в «сиренах Россетти» новую главу английской живописи, связанную с искусством символизма (А.Саймонс), искусством, для которого «визуальный мир больше не является реальностью, а невидимый мир перестал быть мечтой». Другие же упрекали его искусство в «салонности», в вырождении, в «чувстве усталости, тщеты, и при этом рафинированной чувственности» (Р. Бушан). Известная критическая статья Р. Бушана 1871 года закрепила за кругом Россетти название «плотской (fleshly) школой поэзии».

Особое место в лагере «оппозиции» кругу Россетти было отведено Вернон Ли, которая в 1881 году в поисках издателя приезжает из Флоренции в Лондон и оказывается в самом центре английского эстетизма. Главный фокус нашего исследования – забытый сейчас роман Вернон Ли «Мисс Браун» (1884), в котором писательница остроумно описывает этот кулуарный мир «утомленных гедонистов», беспощадно высмеивая его главных героев и их самые фальшивые ноты. Вернон Ли делает Д.Г. Россетти узнаваемым прототипом Уолтера Хэмлина - героя своего романа «Мисс Браун». Этот поэт и художник-прерафаэлит, который в живописи ценит драгоценный венецианский колорит, но в жизни становится «все бледнее», как, впрочем, и его окружение - юноши-чудаки из благополучных семей, слагающие оды femme fatale и «понятия не имеющие о роковой страсти», подменяющие содержание эпатажем, низкопробным дендизмом. В докладе будет предпринята попытка провести параллели между героями Вернон Ли и их прототипами в мире английского эстетизма, проанализировать главные «упреки», бросаемые Вернон Ли в адрес эстетов. В заключении будут проанализированы рецензии на книгу Вернон Ли и реакции узнавших себя эстетов.

В качестве подведения итогов предполагается рассуждение о методе, который избрала Вернон Ли для критики эстетизма, и шире – о том новом языке размышлений об искусстве, который предлагает в своих трудах Вернон Ли. Вернон Ли предпочитает намек прямому «называнию», художественный образ – детальному описанию и анализу. С высоты исторической дистанции кажется, что в такой изощрённой критике эстетического круга Вернон Ли невольно рекомендует себя как его современник и неотъемлемая часть. 

Д.Г. Россетти, В. Ли, Мисс Браун, эстетизм, прерафаэлиты

D. G. Rossetti, V. Lee, Miss Brown, aestheticism, Pre-Raphaelites