Актуальные проблемы теории и истории искусства

Расцвет андалузского барокко, наиболее ярко проявившийся в Гранаде, начинается с последнего десятилетия XVII века и связан с творчеством Франсиско Уртадо де Изкиерда и Хосе де Бада, как выразителей архитектуры барокко «гранадино».
Гранадский мастер Уртадо Искиердо глубоко изменил направление барочной архитектуры Восточной Андалусии. Испанский историк искусства Бонет Корреа называет его создателем стиля «призматических форм». Драматическое использование света и манера наслаивать сложные формы архитектурного декора, образующие контрастную игру светотени, привели к тому, что этот метод стал характерной чертой барокко Гранады.
Хосе де Бада будет не только прямым последователем школы Уртадо, но, подобно своему учителю, станет выразителем стиля нового направления позднего барокко Восточной Андалусии второй четверти XVIII века. В поисках оригинальной формы, мастер возвращается к рисунку Уртадо, но делает его более легким, очищает форму усеченной пирамиды и упрощает орнамент. Эклектичный по сути стиль окончательно формируется в его главной работе в Сакристии Картезианского монастыря (дата создания), где явно прослеживается новая линия развития архитектурного декора. Перехлест и взаимопроникновение форм образуют пульсирующую структуру пространства. Оно геометрически организовано таким образом, что каждая часть и индивидуальна и аналогична другим, но с другой стороны, все принадлежит целому. Здесь отмечается кульминация его художественного поиска. В Сакристии сконцентрирована сущность его искусства, которая находится в постоянном развитии и является результатом тройного влияния: классического барокко Кано, которое питается корнями, пущенными архитектурой Силое, призматическими формами Уртадо и линейным декоративизмом переосмысленной восточной культуры. Таким образом, классическое, барочное и восточное с игрой световых эффектов наполняют простой по конструкции интерьер новым содержанием. Так же как и Уртадо, он ломает форму, но стилизует ее, подчеркивая более ясно то, что усложнял Уртадо. Именно здесь обнаруживается элегантность стиля гранадского барокко. Беспокойная декоративная форма растительного орнамента Уртадо сменяется системой абстрактного рисунка геометрического характера. Игру сложного перехода света и тени архитектор замещает единственно эффектом чистого света. Динамичность рисунку резного орнамента в холодном выбеленном цвете стука придает активный ритм его повтора, а возврат к геометрическим формам отсылает к арабскому стилю, к которому обращается мастер в поиске собственного художественного метода и нового искусства.
Происходит процесс «арабизации» барокко, своеобразный аккорд кордобского и гранадского вариантов.
Таким образом, смешение классических европейских и восточных традиций способствует органическому слиянию в целостный художественный образ архитектуры периода расцвета «пышного» андалузского барокко.

The Andalusian baroque period, which the most brightly revealed its style in the architecture of Granada, has dawned in the last decade of the 17th century. It is inextricably linked with the works of Francisco Hurtado de Izquierdo and Jose de Bada, as the main exponents of the “Granadino” baroque architecture style.
Hurtado Izquierdo, a master from Granada, deeply influenced the East Andalusian baroque style. Bonet Correa, a Spanish art historian, named him “an inventor of the prismatical shape”. A dramatical deployment of light and a chiaroscuro style, in which complex shape is applied layerbylayer in architectural decoration, became a specific attribute of Granada's baroque style.
Jose de Bada was not only the follower of Hurtado's principles, but, as well as his teacher, became an exponent of a new movement in late baroque of East Andalusia of the 18th century. Searching for his own style, he returned to the drawing of Hurtado, but made it lighter, as well as cleared the frustum and made the ornament less complicated. Being eclectic in its essence, the new style was finally found in his key work at the Sacristy of the Carthusian monastery, where, a fresh development in architectural decoration is obvious. The overlappings and interpenetrating shapes organize a throbbing space structure. The space is arranged geometrically in a manner in which all objects are individual and similar to each other, but create a whole picture at the same time. A climax of his artistic career is the Sacristy where he obtained his own style, which was in constant development but was still influenced by three main concepts — classical Cano Baroque, the architecture of Siloe and Hurtados prismatical shapes, and the lineal decorations, that were deeply reconsidered in the Oriental culture. This is how a baroque concept, the Oriental manner, and the light-and –shade effects can fill a constructive interior with a totally new content. Just like Hurtado, Jose de Bada breakes the shape, but gives it a style. By doing so, he obviously points- out the features that are characterized by greater complexity than Hurtado's works. Specifically in them the elegance of Granadian baroque is revealed. The restless decoration of Hurtado’s natural ornaments is replaced with a new system of abstract geometrical objects. The complexity of the light-and-shade effects gives way to the only impression of pure light effect. The dynamic drawing of the ornament is a result of a rhythmically repeated pattern of a cool whitened color. The geometrical shape of the ornament is a comeback to the arabic style, which the master is approaching while searching for a new artistic manner. This is a peculiar mixture of Cordoba's and Granada's stylistic features.
A mixture of European and eastern traditions forms a new comprehensive artistic image of Andalusian Baroque in its heyday.