Соколова Мария Васильевна
МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ
В эпоху неоклассицизма античное наследие открывается перед европейцами своими новыми гранями. Благодаря активному развитию археологии, открытию новых памятников античности, представление об этой эпохе заметно усложняется и обогащается.
Если прежде знания об античном художественном наследии ограничивались достаточно узким кругом памятников скульптуры, главным образом римского происхождения, то теперь любители изящного открывали мир греческой пластики и архитектуры, античную монументальную живопись и вазопись.
Немаловажную роль в этом процессе играет тот факт, что в эти годы значительно расширяется география путешествий. Все большее число людей решаются ехать на юг Италии,в Грецию и Малую Азию, а посещение Геркуланума и Помпей носит массовый характер.
В этой связи образ античной культуры, бывший ранее ясным и однозначным, становится сложным и противоречивым, а тезис о подражании античности вызывает невольный вопрос: какой именно античности подражать? Выбор того или иного пласта античного наследия диктуется причинами самого разного характера, нередко политического. Так, возникает характерное противопоставление: Афины — Рим= демократия империя.
Усложняется выбор образца для подражания, характерным образом меняется и выбор сюжета. Все чаще внимание художника привлекают в античности отнюдь не героические темы — любовные, эротические сюжеты оказываются в центре внимания. "Век чувствительности" отвергает однозначное решение извечной коллизии "конфликт долга и чувства", зачастую отдавая предпочтение личностному перед общественным.
Все это находит отражение и в искусстве наполеоновской Франции, где феномен "искусства около 1800 года" представляет собой сложный сплав классического начала с новыми тенденциями, и в графике Дж. Флаксмана, и даже у такого, казалось бы, антиклассического мастера как У. Блейк, мы находим массу отсылок к античному наследию. Таким образом, можно отметить, что этот процесс носит всеевропейский масштаб и универсальный характер.
Neoclassical epoch was the time of rediscovering of antiquity in the visual arts and architecture.
Ancient art turned to European people by its new sides. It was first of all due to the active development of archeology, discovery of new monuments that the attitude towards ancient world became more complicated and enriched.
If in the previous period the knowledge of antiquity had been limited by a small quantity of Roman sculptural monuments, now the new world of Greek sculpture and architecture, monumental painting and pottery was discovered.
An important role in this process was played by the journeys made in this period. Now more people were ready to make a trip on the South of Italy, Greece and Asia Minor; lots of people visited Herculanum and Pompea.
Due to this the image of ancient culture that had earlier been clear and distinct became complicated and full of contradictions. The thesis of imitation of ancient past provided a question: what Antiquity are you going to imitate? The answer often depended on political reality. So, the famous opposition: Athenes-Rome=democracy-Empire was born in this period.
It became now more difficult not only to choose the sample of imitation but also to choose the topic. More and more often artists were attracted to erotic and not to heroic stories of ancient world. The “age of sensibility” often preferred individual to social.
All this can be found, for example, in the art of France in the time of Napoleon. The so called “art around1800” is a melting pot of classical images and new tendencies. In the drawings of J.Flaxman as well as in the art of W.Blake we find a lot of references to the antient past. So, we can see that this process had a universal character.