В актуальном искусстве Москвы в 2000-е гг. религиозные темы (связанные с христианской традицией), как отдельные работы, так и выставочные проекты, занимают заметное место. Период 2000-х гг. можно выделить как самостоятельный с точки зрения эволюции религиозных тем в отечественном искусстве ХХ–ХХI вв. Период 1917 — конца 1980-х гг., характеризующийся запретом на публичное экспонирование религиозного искусства, сменяется 1990-ми гг., когда к религиозным темам обращаются художники самых разных направлений, в том числе и актуальные. В то время религиозные темы чаще были поводом для художественной провокации; схожий подход характерен и для 2010-х гг. В этом контексте интерпретация религиозных тем в московском актуальном искусстве 2000-х гг. отличается попытками и опытами диалога между актуальным искусством и церковью как общественным институтом. Проходит ряд крупных выставочных проектов «Deisis / Предстояние», 2004; «Верю!», «Евангельский проект» Д. Врубеля и В. Тимофеевой, 2008; «Двоесловие / Диалог», 2010 и ряд других. Интерес представляет вопрос о понимании и трактовках представителями актуального искусства «образов священного», диапазон которых широк: от манипуляции иконографическими образами и символами, вырванными из смыслового контекста христианской традиции до опыта погружения в глубины личностного переживания и осмысления сакрального образа. Религиозные темы в актуальном искусстве в 2000-е гг. являются опытом обращения к двухтысячелетней культурной традиции, способной обновить современное искусство как на смысловом, так и на формальном уровне.

 PDF