Актуальные проблемы теории и истории искусства

ТОЧИЛОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Российская Федерация). Новые перспективы в изучении искусства балтийского региона X–XII вв.: проблемы художественного взаимодействия Скандинавии и Древней Руси

NADEZHDA TOCHILOVA (The Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Russian Federation). New Perspectives on Studying Art of the Baltic Region in the 10th–12th Centuries: The Issue of Artistic Interaction between Scandinavia and Ancient Rus’

Актуальным вопросом изучения древнерусского искусства является проблема влияния скандинавских стилей эпохи викингов на развитие искусства Северо-Западной Руси. В качестве основного источника, позволяющего проанализировать этот этап развития, может рассматриваться декор деревянных резных предметов Древнего Новгорода X–XII вв.

Литературная традиция демонстрирует наличие устойчивых связей между Скандинавией и Древней Русью, в то же время археологические исследования открывают большое количество находок скандинавского происхождения на территории Руси. Закономерно предположить, что столь тесное взаимодействие должно было отразиться не только на материальной культуре, но и на развитии древнерусского искусства.

Этот процесс можно проследить на примере декора деревянных предметов Древнего Новгорода, который в X в. складывается под влиянием изобразительной традиции искусства эпохи викингов и сохраняется в резьбе деревянных предметов до XII в. включительно.

Подход к изучению художественного дерева можно назвать сугубо археологическим. Главное внимание уделяется созданию типологии и изучению технологии изготовления. Основой историографической базы в данном случае являются работы Б.А. Колчина, «Новгородские древности. Резное дерево» (1971), «Новгородские древности. Деревянные изделия» (1968), отчеты Новгородской археологической экспедиции и музейные описи.

Применение искусствоведческих методов анализа в исследовании новгородского резного дерева могло бы открыть ряд новых перспектив в истории изучения развития древнерусского искусства. Первым этапом в данном процессе должен быть стилистический анализ и поиск стилистических аналогий, в качестве которых можно рассматривать использование одинаковых элементов декора, где основным является сильно упрощенные мотивы стиля борре (цепочка, мотив чешуи), дополненные двойным контуром и штриховкой. Фокус внимания в данном случае должен быть сосредоточен не на странах Скандинавии, а на территории распространения скандинавского искусства, в частности, Польского Поморья. Обособленность польского искусства эпохи викингов была отмечена еще в 1939 г. К. Хуком. Следующим шагом в исследовании этого феномена является расширение круга стилистических аналогий, включающих искусство Британских островов эпохи викингов (Abramowicz 1954, 1962). В 2000-е годы для определения этого явления вводится термин «Померанская школа скандинавского островного искусства» (Duczko 2000). Исследование художественных особенностей декора археологических предметов сводится в основном к методу археологической типологии.

Среди деревянных находок Новгорода X в. немало вещей, стилистика которых идентична как искусству «Померанской школы», так и искусству Британских островов. Сохранение этих стилистических особенностей прослеживается в новгородском искусстве до XII в. включительно. Одной из актуальных проблем изучения этого феномена является анализ схем сложения декора и появления основных изобразительных элементов.

Применение искусствоведческих методов анализа может позволить существенно расширить представление о развитии и распространении искусства эпохи викингов за пределами Скандинавии. Значительную роль в этом процессе сыграло искусство Северо-Запада Древней Руси. В данном случае можно выдвинуть гипотезу, что элементы скандинавского искусства появляются на Руси вместе с носителями этого искусств и ассимилируются в новой формирующейся художественной среде, сохраняясь там до конца XII в.

искусство Древней Руси, скандинавское искусство, искусство эпохи викингов, искусство балтийского региона

art of Ancient Rus, Scandinavian art, art of Viking age, art of Baltic region