Актуальные проблемы теории и истории искусства

МАХАНЬКО МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”). К 100-летию Казанского музейного вестника: Представление о стиле Андрея Рублева в начале 1920-х гг.

MARIYA MAKHANKO (Scientific Ecclesiastical Center “Orthodox Encyclopedia”). To the 100th Anniversary of the Kazan Museum Bulletin: An Idea of Andrey Rublev’s Style at the Beginning of the 1920s.

Казанский музейный вестник, организованный П. М. Дульским в 1920 г., стал для своего революционного времени своего рода знаковым изданием. Предназначенный для публикации самых различных материалов, связанных с музейным строительством, изучением искусств, он не остался чужд вопросов изучения отечественной старины, а именно иконописи. Спустя сто лет факт внимания научной общественности Казани к вопросам древнерусского искусства представляется определенным противоречием: для чего в журнале новой эпохи отводилось место анализу иконописных произведений. Однако эти материалы были связаны с проведением Поволжских экспедиций Наркомпроса в 1919 г., поисками древних икон в Казанской губернии и их следствием: фактом появления в Казанском городском музее памятника древней русской иконописи, присланной в дар от столичных знатоков и реставраторов. Дар был принят с воодушевлением и атрибутирован в объемной статье историка искусства, публиковавшегося под пседонимом Сокол (Соколов В. В.) как произведение великого Андрея Рублева. Смелый опыт бумажной атрибуции казанского искусствоведа и начинающего специалиста по древнерусскому искусству заслуживает исследования сам по себе, особенно в свете того, как последние по времени научные методы изучения творчества прославленных преданием мастеров живописи, порождают более вопросов, чем получают утвердительных положительных или отрицательных ответов. Методология, использованная автором статьи, может быть интересна и специалистам наших дней как пример развития теоретических приемов науки об искусстве, находящейся в процессе становления, почти революционного характера, пример того уровня знаний о древнерусском искусстве, которое в те годы сложилось в том числе под влиянием продолжавшихся реставрационных раскрытий древнейших и почитаемых чудотворными русских икон. Также одной из любопытных сторон, которой хотелось бы коснуться, является тот факт, что памятник, ставший объектом анализа и публикации в Казанском музейном вестнике, сохранился в коллекции древнерусской живописи Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), но и по сей день не получил уверенной атрибуции, при всем сложившемся уровне знаний о древнерусском искусстве и возможностях научных методов в реставрационных технологиях.

Казанский музейный вестник, Андрей Рублев, 1920-е годы, метод стилистического анализа

Kazan Museum Bulletin, Andrey Rublev, 1920 years, stylistic analysis method