Период перехода от Средневековья к Возрождению по праву признан эпохой новаторских художественных решений во французском искусстве и характеризуется беспрецедентным усилением политико-дипломатических художественных связей. Дипломатия — это и наука, и искусство урегулирования межгосударственных отношений. На рубеже средневековья и раннего Нового времени четко обозначились новые институциональные особенности и характерные тенденции в теории и практике искусства французского Возрождения: это время является трансформационной эпохой, когда живописные достижения предыдущего этапа подвергаются переосмыслению, а художественные процессы интенсифицируются и оформляются в новые институты и школы живописи (А. Картон, Н. Фроман, Б. д’Эйк, Ж. Хей, Ж. Фуке и др.).
В докладе акцентировано внимание на следующих аспектах: внешнеполитический фактор институциональной модели ренессансного искусства во Франции; ценностно-институциональные ориентации искусства в эпоху французского Возрождения; новые формы политико-­дипломатической организации и институционализации искусства в эпоху французского Ренессанса; концептуальные основания институционализации и классификации гуманитарных дисциплин; новые формы и инструментарий гуманитарного знания во Франции; формы и способы обращения к опыту истории studia humanitatis в научных или образовательных институтах. Именно в эпоху Возрождения во Франции происходит институционализация и внедрение новых моделей взаимоотношения искусства, науки и общества как константы раннего Нового времени.
Таким образом, французское искусство на рубеже средневековья и раннего Нового времени проходит свой институциональный путь и обретает новые художественно-институциональные формы с характерными национальными чертами под воздействием множественности стилистических течений и внешних воздействий (так называемая институциональная модель французского ренессансного искусства). Ренессансные тенденции в первую очередь нашли свое институциональное закрепление в садово-парковом искусстве и архитектуре, сохраняя при этом особый характер, уравновешенный дуализм и флуктуацию — в живописи и скульптуре.

 PDF