Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-31
Заголовок Русская историческая живопись и проблема «национального» в отечественном искусстве в русской прессе 1860-х годов
Автор email mchukcheeva@eu.spb.ru
Сведения об авторе Чукчеева Мария Александровна — аспирант. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., д. 6/1 А, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187. mchukcheeva@eu.spb.ru
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-31
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 351362
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.044 Индекс ББК 85.143 (2); 85.147
Аннотация

Статья посвящена дискуссиям о проблемах жанров, центральных для отечественного искусства 1860-х гг., — бытового и исторического, — развернувшимся на фоне размышлений критиков о существовании национальной школы живописи.

Русские критики той поры почти единодушно отмечали упадок исторической живописи. Некоторые из них подчёркивали, что историческая живопись не национальное искусство и замедляет процесс становления русской художественной школы. Для других же застой в исторической живописи был равноценен упадку изобразительного искусства. Возможным сценарием развития исторической картины на русской почве критики видели: во‑первых, соединение с жанровой живописью, во‑вторых, обращение к отечественной истории. На протяжении рассматриваемого периода не прекращались дискуссии о первенстве бытовой или исторической живописи, и в конце десятилетия была сформулирована общая для обоих жанров задача — изучение общественной жизни.

Анализируя статьи о художественной жизни из газет и журналов 1860-х гг., автор предпринимаетпопытку ответить на вопрос: как оценивали русскую историческую живопись критики того времении какие задачи они ставили перед историческим живописцем? Если в начале 1860-х гг. предполагалось, что развитие исторической живописи в России невозможно, то с середины десятилетия открываются перспективы использования этого жанра как инструмента народного просвещения.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Чукчеева М. А. Русская историческая живопись и проблема «национального» в отечественном искусстве в русской прессе 1860-х годов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 351–362. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-31
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Беспалова Н. И., Верещагина А. Г. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века: Очерки. — М.: Изобразительное искусство, 1979.— 278 с.
  • 2. Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве: шестидесятые годы XIX в. — М.: Искусство, 1990.— 229 с.
  • 3. Верещагина А. Г. Федор Антонович Бруни. — Л.: Художник РСФСР, 1985.— 255 с.
  • 4. Винд Э. Революция в исторической живописи // Мир образов, образы мира: антология исследований визуальной культуры / Европейский университет в Санкт-Петербурге; ред., сост., авт. предисл. Н. Н. Мазур. — М., СПб.: Новое издательство, 2018. — С. 396–411.
  • 5. Ельшевская Г. В. Пространство истории в пространстве картины // Вопросы искусствознания.— 1993. — Вып. 4. — С. 94–107.
  • 6. Карамзин Н. М. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Ю. М. Лотмана. — М.; Л.: Советский писатель. 1966.— 424 с.
  • 7. Мохначёва М. П. Журналистика и историческая наука. Кн. 2: Журналистика и историографическая традиция 30–70-х гг. XIX в. — М.: РГГУ, 1999.— 511 с.
  • 8. Половцов А. В. Федор Антонович Бруни: Биографический очерк. — СПб.: издание Императорской Академии художеств, 1907.— 162 с.
  • 9. [Стасов В. В.] Собрание сочинений В. В. Стасова. 1847–1886. Т. 1. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1894–1906.— 1680 стб.
  • 10. Стаферова Е. Л. А. В. Головнин и либеральные реформы в просвещении (первая половина 1860 гг.). — М.: Канон+, 2007.— 511 с.
  • 11. Стернин Г. Ю. Академическая выставка 1863 года и некоторые особенности восприятия искусства в русской художественной жизни середины XIX века // Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. — М.: Искусство, 1991. — С. 118–119.
  • 12. Chaudonneret M. C. Du “genre anecdotique” au “genre historique”»: Une autre peinture d’histoire // Les années romantique: La peinture français de 1815 à 1850. — Paris: Reunion des musees nationaux, 1995. — P. 76–85.
  • 13. Loyrette H. History Painting // Loyrette H., Tinterow G. Origins of Impressionism. New York: The Metropolitan Museum, 1994. — P. 29–54.
  • 14. Nerlich F. Des imaginaires romantiques au désir de vérité. Regards allemande sur la peinture d’histoire anecdotiques française // L’invention du passé, Vol. 2: Histoires de coeur et d’épée en Europe, 1802–1850, catalogue de l’exposition / Ed. S. Bann, S. Paccoud. — Lyon: Musée des Beaux-Arts; Paris: Hazan, 2014. — P. 200–209.
  • 15. Nochlin L. Realism. — Harmondsworth: Penguin Books, 1971.— 283 p.
  • 16. Rosenblum R., Janson H. W. Art of the Nineteenth Century: Painting and Sculpture. — London: Thames and Hudson, 1984.— 527 p.
  • 17. Wind E. The Revolution of History Painting // Journal of the Warburg Institute.— 1938. — Vol. 2.— № 2. — P. 116–127.
  • 18. Wright B. S. Painting and History during French Restoration: Abandoned by the Past. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1997.— 269 p.
  • 19. Wright B. S. The Space of Time: Delaroche’s Depiction of Modern Historical Narrative // Nineteenth Century French Studies.— 2007. — Vol. 36.— № 1–2. — P. 72–93.