Актуальные проблемы теории и истории искусства

Изображение движения в воздухе является одной из центральных тем советской живописи 1920 – 1930-х годов. Если движение по земле и воде существовало и раньше, и практика обращения к этим сюжетам в живописи насчитывает несколько веков, то полет машины и человека стал новым явлением, воспринятым художниками не только как великое достижение науки и техники, но и как исполнение романтической мечты. Возможность подняться в небо изменила сознание человека и позволила по-другому посмотреть на окружающий мир и понять пространство, испытать ощущение скорости и отрыва от земли. Для передачи этих новых впечатлений в живописи нужны были новые художественные методы.
Так как интерес советских живописцев к изображению полета во многом был связан с новым курсом власти, в водной части доклада будет кратко рассказано о политике и культуре СССР 1910 – 1930-х годов, когда правительство начинает контролировать художественный мир и стремится пропагандировать миф о прекрасной советской жизни в изобразительном искусстве. Возникает мифологема «светлого пути», отражение которой наиболее ясно проявляется в картинах на тему полета. Также распространяется миф о «сталинских соколах», летчиках-героях, требующий визуального сопровождения.
Основная часть доклада будет посвящена рассмотрению и сравнению работ трех советских художников: Александра Лабаса, Александра Дейнеки и Василия Купцова. Среди других русских художников 1920 – 1930-х годов именно эти живописцы подошли к проблеме передачи движения в воздухе наиболее последовательно и разнообразно. Каждый из них использовал определенный набор методов и живописных приемов для передачи динамики. Лабас обращался к поиску новых ракурсов, прибегал к сферической перспективе и уделял особое внимание живописным приемам: размывал контур вокруг движущихся машин, создавал вокруг них свечение. Главным в живописи Лабаса было показать ощущения и впечатление от полета. Дейнека менее романтичен, в его более поздних работах уже ощущается влияние агитационной политики власти. Его образы холодны и далеки от человека. Движение передается за счет наклонного положения корпусов машин и необычных ракурсов. Живопись Купцова мажорна и насыщена, его картины как будто составлены из разноцветных фрагментов мозаики. Он, как и Дейнека, показывает красоту машин и их силу, но не пропагандирует какие-либо идеи, а скорее стремится передать восторг.
Рассмотренные произведения не только демонстрирует разнообразие композиционных и живописных приемов и техническое мастерство, но и отражают настроение эпохи и понимание современности советскими художниками. Дейнека показывал летающие машины реалистично, иногда передавая в этих изображениях агитационные идеи. Купцов, так же оставаясь в границах видимого мира, стремился отразить в этих образах сбывшуюся мечту, а в произведениях Лабаса полет стал возможностью отражения безграничных фантазий, в которых чувствуется попытка открыть новый прекрасный мир.

Depiction of the movement in the air is one of the central subjects in the Soviet painting of the 1920s – 1930s. For the centuries man can move on earth and water but dreamed to fly. And as this dream became true in the end of the 19th century, it had absolutely changed man’s understanding of the world’s structure. For the painters it was not only the great achievement of the science and technique, but also the embodiment of a romantic fantasy. Man got an opportunity to see the world around in a different unordinary perspective, changing fast and spinning around. To reveal and show all these new revelations and possibilities painters needed new artistic methods.
As the painter’s interest to depict fly is in many ways closely connected to the governmental policies, it would be briefly said about cultural and social situation in the USSR in 1910s – 1930s, when the regime started to control artistic world and tried to propagandize the myth of the beautiful Soviet life, using visual art as its tool. Government not only ordered painters to create works, dedicated to glorification of the new regime, technic progress and new heroes – workers, soldiers, pilots, but also wanted to determine a new style, which could correspond to the pathos of the plot. In the main part I will be analyze and compare the masterpieces of three Soviet artists –Alexander Labas, Alexander Deineka and Vasily Kuptsov. Among the others Russian painters of the 1920s
– 1930s it was they who treated the problem of the depiction the movement in the air the most consistently and differently. Each of them used an original method to express dynamic. Labas tried to find a new perspective and paid a special attention to painterly methods, making washed glowing lines round the flying machines. His principal aim was to recreate the feeling of the flight in painting. Deineka was less romantic; in his latest works one can feel the influence of the governmental policy. His images are severe and far. The movement is expressed by reclined orientation of the machines and unusual perspective. Kuptsov made bright and cheerful paintings, his works look like been made made of multicolored mosaic. Like Deineka he showed the beauty and strength of the machine, but expressed the admiration and didn’t try to propagandize any idea.
Mentioned paintings not only point the variety of picturesque and perspective methods, but deliver the sensation of the époque and its understanding by Soviet masters. Deineka showed flying machines in a realistic way, sometimes capturing agitational ideas. Kuptsov tried to express the feeling of the dream that came true, while in works of Labas the fly is a chance to embody endless fantasies and discover a new wonderful world.