Актуальные проблемы теории и истории искусства

Русская портретная живопись второй половины XVIII – начала XIX веков богата символическими и сложносочиненными аллегорическими образами, которые ассоциировались с античной древностью. Они не раз становились предметом изучения историков искусства.
Отчасти данная тема рассматривалась специалистами в контексте разговора об отдельных произведениях, аллегорических сюжетах в живописи, а также в трудах, посвященных образам античности в культуре и искусстве XVIII – XIX веков. Однако анализ античных элементов в портретной живописи семейной тематики в России указанного периода до сих пор не удостаивался специального изучения. Все это подтверждает актуальность и научную новизну настоящего исследования, анализирующего античные реминисценции, связанные с темой семьи в портрете сентиментального направления, на функциональном, композиционном, стилевом, сюжетном, символическом уровнях.
Художественная атмосфера России конца XVIII – начала XIX века глубоко пронизана анакреонтическим духом, отразившимся в произведениях Г.Р. Державина, Н.А. Львова, М.М. Хераскова, В.Л. Боровиковского. Мотив всеобщей доброжелательности, почитания предков, любви к близким в литературе и живописи сентиментализма объединились в широкое понятие «счастливая семья», которая в это время зачастую включала не только родственников, но и друзей, и просто живущих под одной крышей, ставших близкими людей, как, например, изображенные на портрете Боровиковского дворовые девушки «Лизынька и Дашинька» в семействе Львовых. Образы всей семьи, а также матери и ребенка или благодетельной супруги на портретах этого периода (Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных кисти В.Л. Боровиковского, 1802 г., ГТГ; его же Портрет М.А. Львовой, 1790-е гг., местонахождение неизвестно) подкреплены тонко выстроенным аллегорическим окружением с использованием известных в античности символов плодородия, домашнего очага, верности.
Необходимость изобразить отсутствующего, безвременно ушедшего родственника или возлюбленного в образе возвышенного кумира также служила поводом для обращения к античным традициям, которые подразумевались в бюстах, скульптурных медальонах, камеях (миниатюрный портрет В.В. Капниста работы В.Л. Боровиковского, начало 1790-х гг., ГРМ; Портрет графини М.В. Кочубей кисти Э. Виже-Лебрен, 1790-е гг., Музей-усадьба «Архангельское»).
Заметим, что «античное», как образец естественного, проявляется и на уровне аксессуаров, изображения среды обитания портретных моделей. Это отчетливо демонстрируют их антикизированные наряды, прически, классический орнамент в предметах обстановки (миниатюрный портрет М. А. Нарышкиной с ребенком на руках П.-Э. Строли, 1790-е гг., ГЭ; Портрет А.И. Чернышевой с дочерью, созданный А. Кауфман, 1793 г., ГИМ).

The Russian portraiture of the second half of the 18th — early 19th centuries was rich in symbolic and allegorical images associated with the Antiquity. This topic has been discussed by various specialists indirectly both in general works on the history of Russian art and in books devoted to images of antiquity in the culture and art of 18th – 19th centuries, individual works of art and allegorical subjects in painting. But the analysis of ancient elements in family portrait painting in Russia of this period has not so far become a subject of a specialized monographic research. This determines the importance and scientific novelty of the present study which analyzes ancient reminiscences related to the family theme in portraits of sentimentalism on the functional, compositional, stylistic and symbolic levels.
The artistic atmosphere of the late 18th – the early 19th is imbued with the Anacreontic spirit reflected in the works by G.Derzhavin, N.Lvov, M.Kheraskov, V.Borovikovsky. The motives of benevolence, veneration of ancestors and love to people around in sentimental literature and painting got united in a broad concept of "a happy family" which often included not only members of the family but also friends and the beloved.
Portraits of the whole family as well as those of mother and child or of a beneficent spouse (The portrait of Gagarin sisters by V.Borovikovsky 1802, The State Tretyakov Gallery; The portrait of M.Lvova, 1790s., whereabouts unknown) were echoed by allegorical environment with symbols of fertility, hearth, fidelity known in the Antiquity.
The representation of a missing relative or beloved as a sublime idol also served as an occasion to refer to ancient traditions that were implied in the busts, sculpted medallions, cameos (The miniature portrait of V.Kapnist by V.Borovykovsky, the beginning of the 1790s., The State Russian Museum; The portrait of Countess M. Kochoubey by E. Vigee-Lebrun, 1790s. State Museum-Estate "Arkhangelskoe").
It should be noted that in many portraits the antique as an example of natural is evident in accessories and environment. Antique clothes, hairstyles, classic ornament in the depicted interiors (The miniature portrait of M.Naryshkina holding a child by P.-E. Strohl, 1790s., The State Hermitage Museum; The portrait of A.Chernysheva with daughter created by A. Kaufman, 1793, The State Historical Museum) clearly demonstrate this.