Актуальные проблемы теории и истории искусства

На рубеже XVI-XVII вв. коллекции античных предметов искусства часто входили в состав музейных собраний. На примерах музеев и кунсткамер Германии и Нидерландов можно выделить несколько сфер античного наследия, актуальных для рассматриваемого периода:материальные объекты (вазы, бюсты, геммы и пр.), античная мифология и эстетика, воплотившиеся в живописи и скульптуре, античная философия.
Первые значительные коллекции редкостей появились в Мюнхене, при дворе баварского герцога Вильгельма IV. Через некоторое время для систематизации этой коллекции был приглашен фламандский коллекционер Самуэль фон Квихельберг, который создал программу музея на основе «Театра памяти» Джулио Камилло. Основная идея «Театра памяти» была в свою очередь заимствована у Витрувия, но в значительной мере переработана.
Кроме того, Виттельсбахи тратили немалые средства на приобретение античных предметов для своей коллекции в Мюнхене. Галерея портретов римских императоров и апелляция к иным древнеримским мотивам должны были демонстрировать имперские корни и амбиции правителей.
Коллекция живописи императора Рудольфа II в Праге уникальна и представляет особый интерес контексте рассматриваемого вопроса. Приняв мифологические сюжеты за основу творчества, рудольфинские художники стремились преобразовать их через новую иконографию.
Коллекции искусств часто соседствовали с коллекциями природных редкостей. В этом смысле интересен ботанический сад, созданный в 1648-1660 гг. графом Иоганном фон Нассау в Идштайне. Помимо уникального собрания растений, сад был украшен гротом, в росписях которого сюжеты античной мифологии сочетались с астрологическими символами и знаками зодиака. Появившиеся в середине XVI века кунст- и вундеркамеры, позже объединенные в единый комплекс музея, представляли собой интереснейшие попытки осмыслить разнообразный материал, накопленный со времен средневековья. В этот период собиратели коллекций ощущали потребность в новом, энциклопедическом подходе ко всем явлениям жизни, и наследие античной культуры тут часто оказывалось важным структурирующим фактором.

In the beginning of 17th century collections of antique items frequently comprised in museum collections. Some museums and cabinets of curiosities of Germany and the Netherlands describe the ways of perceiving of ancient heritage: objects (vases, busts, gems etc), antique aesthetics in painting and sculpture, antique philosophy.
One the first significant collection of rarities appeared in Munich, at the court of Wilhelm IV. Collector Samuel Quicchelberg organized this collection and created a special program. It was based on Giulio Camillo’s "Theatre of Memory", who definitely had borrowed this idea from Vitruvius.
The Wittelsbach family spent a lot of money to purchase rare antique items for their collection.
They need to connect subjects of ancient Rome with the roots of their imperial rulers. The gallery of portraits of Roman emperors and different references to Antiquity had to support the dinasty’s claims for imperial authority.
The Prague collection of painting of Emperor Rudolf II is unique. Court artists of Rudolf II sought to transform mythological ancient subjects through the new iconography.
Sometimes collections of art are combined with collections of natural curiosities. For example, one of the most interesting gardens was created in the 1648-1660 by request of Count Johann von Nassau. This garden with a unique collection of plants was decorated by grotto. There are intriguing subjects of paintings which combine stories of ancient mythology with astrological symbols and signs of the zodiac. Kunst- wunderkameries appeared in the middle of the 16th century and were combined in a single complex of the museum. It was an indicative attempt to understand some special experience, which was gained since the medieval time. It was the need to the new encyclopedic structure for all the phenomena of the life. The heritage of ancient culture has become an important structuring factor here.