Актуальные проблемы теории и истории искусства

Ранние византийские монеты являются важным свидетельством перехода от античности к средневековью. С одной стороны, эти монеты продолжали иконографию и в определенной степени типологию римских монет. С другой стороны, в течение VI–VII вв. появилось много новаций (например, изображение императора в полный фас; сидящая императорская чета), которые возникли под влиянием экономических и династических проблем и были связаны с постепенным утверждением христианства и пониманием императора как правителя христиан.
Для монет этой эпохи характерен постепенный переход к преобладанию христианских символов и отклонение от мотивов, связанных с античными религиями. Этот процесс мог быть в некоторых случаях связан с региональной спецификой. Например, в городе Антиохия на монетах была изображена Тихе, которая таким образом вместе с фигурой Виктории стала единственной античной персонификацией на византийских монетах в рассматриваемый период. Основной целью этой работы является представление тех мотивов, которые появились еще в древности и по различным причинам продолжали существовать на монетах, чеканившихся в Византии. В целом, такие мотивы можно разделить на две основные категории.
К первой категории относятся те темы, которые были обыкновенными на римских монетах и иногда в римском искусстве (например, Виктория, пишущая на щите – мотив, обыкновенный на римских монетах, который появляется даже на колонне Траяна), и которые постепенно исчезли в течение VI–VII вв. К другой категории относятся те древние темы, которые были включены в христианскую иконографию (например, трансформация фигуры стоящей Виктории в ангела). В некоторых случаях, византийские монеты заимствовали стиль, иконографию и композицию римских монет.
Настоящая работа стремится ответить на вопросы: почему и когда обнаружились специфические христианские темы в VI–VII вв. и в какое время продолжали использоваться мотивы, которые имеют происхождение в античной иконографии? Ранние византийские монеты показывают, как античная иконография использовалась или наоборот заменялась в то время, когда христианство стало официальной религией, а языческая культура оказалась в оппозиции к имперской идеологии.

Early Byzantine coins represent important evidence on the transition from Antiquity to the Middle Ages. On the one hand, these coins continued iconography and to a certain degree the typology of Roman coins. On the other hand, lots of novelties appeared during the 6th and 7th centuries (e.g. facing imperial bust; enthroned imperial couple). These novelties were influenced by economic and dynastic problems, by gradually prevailing Christianity and understanding of the emperor as the Christian ruler.
Predominance of Christian symbols and the deviation from motives related to ancient religions are characteristic for the iconography of Byzantine coins struck in this period. This process could be in some cases influenced by regional specifics. For example, in the city of Antiocheia there continued to be depicted Tyche, which together with the figure of Victory were the only ancient personifications on 6th and 7th c. Byzantine coins.
One of the main aims of the present work is to introduce these motives which appeared already in Antiquity and for various reasons continued to be depicted on coins struck in Byzantium. In general, these motives could be divided in two basic categories. The first category represents these topics and symbols which appeared on ancient coins and sometimes in ancient art too (e.g. figure of a seated Victory writing on a shield – a motive common on Roman coins, which appeared also on Trajan’s column). Most of these topics ceased to appear on Byzantine coins during the period under consideration. The second category represents those ancient motives which were incorporated in the Christian iconography (e.g. transformation of a figure of Victory into an Angel). In some cases, Byzantine coins adopted compositions or a manner of specific representations on Roman coins.
The present work attempts to answer the questions, why and when there appeared specific Christian symbols and iconography in the 6th and 7th centuries AD and in which period motives of ancient origin continued to be used. The early Byzantine coins provide evidence on adoption or replacement of ancient iconography in the period when Christianity was official religion and pagan culture found itself in opposition towards the imperial ideology.