Актуальные проблемы теории и истории искусства

В докладе рассматриваются несколько областей проявления классической архитектурной традиции в теории и практике авторов 1920–30х годов, в первую очередь – Вальтера Гропиуса (Walter Gropius, 1883-1969), Александра Александровича Веснина (1883-1959) и Николая Александровича Ладовского (1881-1941).
Вопрос классического и антиклассического в природе авангарда важен, так как для самих деятелей культуры авангарда он ставит проблему их приятия или неприятия предшествующей традиции. Это вопрос, должен ли «новый человек» стоять на фундаменте предшествующих достижений, а значит, должен ли он быть продолжателем традиций, или он отрекается от всего предыдущего опыта.
Отдельной частью работы становится анализ профессионального образования Гропиуса, Веснина и Ладовского и выстраивание взаимоотношений их педагогической системы и классической традиции. Рубеж веков и первая четверть ХХ века – время укрепления в истории искусства и искусствоведения тенденций к нелинейному восприятию прошлого. Одновременно с новыми фактами, группами памятников и археологическими находками обнаруживает себя идея видеть подобные друг другу феномены в несвязанных напрямую исторических промежутках (нашедшая свое яркое выражение в иконологии). В этой связи важно рассмотреть иерархию периодов и эпох в представлении архитекторов и их позицию по поводу возможности использования (в том числе в педагогических целях) культурной традиции.
Часть работы – анализ осмысления парадигм и форм классической, в том числе античной, архитектурной традиции признанными уже при жизни авторами авангардной архитектуры. Характер взаимодействия с художественным наследием в творчестве архитектора
– основа восприятия себя и своего места в традиции, определения степени самостоятельности и новаторства. Главной чертой творчества выбранных главными героями работы архитекторов являлась, очевидно, адекватность их поисков установкам нового мира. Разрабатываемые ими концепции формообразования и соответствующее понимание роли и ответственности новой архитектуры не оставляли возможности использования отдельных элементов или приемов архитектуры прошлого (как это могли сделать, например, мастера
«красной дорики»).


We will take up several aspects of demonstration of the classical architectural tradition in theory and practice of the architects-leaders in 1920-30s: Walter Gropius (1883–1969), Alexander Vesnin (1883–1953) and Nikolai Ladovskii (1881–1941).
The way of using the basic of classical tradition in avant-garde art shows how an artist percepts (or does not percept) all the traditional background. And at the same time that is the question of how a “new man” must base his “new world” on past accomplishments or must he deny all the previous foundation.
New nonlinear tendency of learning and appreciation to past swelled in the beginning of the 20th century. That is why attitude of Gropius, Vesnin and Ladovskii towards value of different past tradition and possibility of using them is important to understand. A part of the article is dedicated to analysis of Gropius, Vesnin and Ladovskii’s own education and the way they integrated classical tradition in their own teaching methods.
The character of interaction with the artistic heritage is the basis of self-perception of an artist. A part of the article will contain analysis of references to the classical (ancient as well) tradition that can be seen in architectural forms by Gropius, Vesnin and Ladovskii. It is absolutely clear, that creating forms and ideas of new architecture, they couldn’t let themselves to copy any single element or form. But we will see how they managed to follow some classical paradigm.