СКОТНИКОВА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА (Российский институт истории искусств, Российская Федерация). Искусство в философском мире В.В. Розанова

GALINA SKOTNIKOVA (Russian Institute of History of Arts, Russian Federation). Art in the Philosophical Realm of V. V. Rozanov

За Василием Васильевичем Розановым (1856–1919) закрепилась ещё при жизни репутация одного из самых одарённых, своеобычных по творческому стилю мыслителей. Философ писал: «...думаю, что вообще не рождалось ещё человека, у которого сполна всё его лицо перешло бы в “литературу”». Можно говорить и о таком феномене как «искусствоведение Розанова», которое столь же своеобразно по своему положению вне школ и теорий, как и сущностно значимо по проникновению в истинные смыслы, воплощенные художниками в различных видах искусства.

 В настоящее время становится всё более очевидным, что в развитии русского самосознания имя философа одно из ключевых. «Большой “пуд” всё-таки положил я в чашу умственной жизни России. И это исполняет мою душу какого-то счастья...».

Отдав сполна дань умонастроениям Серебряного века, касаясь головокружительных вопросов, граничивших с бездной, Розанов оставался национально укоренённым, исконно русским мыслителем. Определяя магистральную линию отечественной философии, сам он говорил: «А славянофильство есть просто любовь русского к России».

Парадоксальность мышления — яркая отличительная черта творчества Розанова — была проявлением присущего ему истового искания правды. Так, думая о возможном памятнике себе, который могут поставить потомки, он объявил, что лучшим будет рука, «показывающая зрителю кукиш». Ибо можно ли поставить памятник духовному полёту, озарению, таинственному пению души?

Философия Розанова стала полнокровным проявлением «ума как части души». Он говорил о художниках и искусстве, будучи по творческому складу художником сам, полагая, что в сокровищницу внутреннего человека вносится только то, что выражено образно: «Как скоро знание вызреет до жизненной полноты, оно стремится принять литые художественные формы...».

 В составленном Розановым плане Собрания сочинений в 50 томов, раздел «Литература и художество», посвященный эстетической проблематике, содержал 3 тома. В 1914 г. вышла книга «Среди художников» — «целая энциклопедия современного искусства». Это были статьи, опубликованные в газетах и журналах на протяжении 15 лет. Розанов близко знал многих художников — Нестерова, Репина, Бакста и других. Искусство для философа являлось не объектом отстраненно безличного изучения («о том, чем им так сладко ведать, о том, чем мне так страшно быть»), а высшей формой выражения важнейших смыслов и архетипов бытия человека и народа.

русский философ-художник, ум, душа, национальная традиция, культура, духовные архетипы

Russian philosopher-artist, mind, soul, national tradition, culture, spiritual archetypes