ИВАНОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА (Российский институт истории искусств, Российская Федерация). Научные сотрудники «Зубовского института» и дело сохранения древних фресок

SVETLANA IVANOVA (Russian Institute of History of Arts, Russian Federation). Researchers of the Zubov’s Institute and the Conservation of Medieval Frescoes

Воссоздание таких памятников древнерусского искусства, как церковь Спаса на Нередице и церковь Преображения в Волотовом поле, уничтоженных в Великой Отечественной войне, оказалось возможным благодаря деятельности сотрудников «Зубовского института» ‒ Российского института истории искусств (в тот момент ГИИИ). В первые годы после революции при институте была создана копийная мастерская и в течение нескольких лет организовывались экспедиции для создания копий древних фресок.

Проблема спасения средневековой стенописи стала осознавалась актуальной самим основателем, В.П. Зубовым, сразу же после революции 1917 года. Как писал в 30-х годах Ф.И. Шмит, являвшийся его преемником на посту директора института, хотя граф В.П. Зубов создавал институт для изучения западноевропейского искусства, однако события 1917 года сделали это невозможным, и все внимание было обращено непосредственно на древнерусское искусство. Ф.И. Шмит вполне сознавал угрозу уничтожения средневековой живописи в новых условиях, поэтому вся работа по изучению, сохранению и копированию фресок была для него вполне осознанным и важным шагом.

Работы сотрудников были вывезены на выставку 1926 года в Берлине, вызвав достаточно большой резонанс в научных кругах.

Необходимо отметить, что данная работа велась на научном основании и в качестве научно разработанного направления сохранения древних произведений искусства. Этот же принцип был в дальнейшем использован не раз; один из ярких примеров наших дней – копии древнегрузинской живописи и создание каталога древних фресок Грузии, выполненный А.Н. Овчинниковым. Впервые этот метод был планомерно применен в работе сотрудников Зубовского института истории искусств сразу после революции.

В дальнейшем крайне важен вклад сотрудников института в изучение истории искусства Армении и Грузии, связанный в том числе с тем, что в годы репрессий некоторые из них искали спасения в этих республиках. В 1930-х гг. бывшие сотрудники института участвовали в экспедициях по изучению памятников Закавказья; ими созданы копии фресок Грузии: Атени, Давида-Гареджи, Кинцвиси, Ахталы. Были созданы копии труднодоступной стенописи Армении, находящейся в высокогорных храмах, и открыты новые памятники.

Копии, сделанные сотрудниками института, хранятся в запасниках Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, частично выставлены в Музее искусства Грузии (Тбилиси) и в Национальном музее Армении. Некоторые из них участвовали в выставке в Музее им. А. Рублева (2017 г.), но, тем не менее, до сих пор комплексно они не были изучены.

Фрески, Российский институт истории искусств, В.П. Зубов, Ф.И. Шмит, Т.И. Толмачевская, Л.И. Дурново,научный метод, ГИИИ, сохранение наследия

frescoes, Russian Institute of Art History, V.P. Zubov, F.I. Shmit, T.I. Tolmachevskaya, L.I. Durnovo, scientific method, heritage conservation